Большой налог на землю что делать

Как снизить земельный налог для организаций — Audit-it.ru

Большой налог на землю что делать

Дмитрий Желнин, Управляющий партнер Митсан Консалтинг, член Экспертного совета НОСТРОЙ

Источник: Гарант.ру

В статьях расходов организаций земельный налог занимает далеко не первые строчки. Он не идет ни в какое сравнение, например, с налогом на прибыль. Но в то же время может сыграть роль в общем снижении налоговых затрат и оказать помощь бизнесу в такие сложные периоды, как пандемия. Рассмотрим несколько лайфхаков по снижению земельного налога, исходя из моего личного опыта. 

Лайфхак № 1

В первую очередь всем землевладельцам необходимо обратить внимание на вид разрешенного использования (ВРИ) их земельных участков, указанный в ЕГРН.

Дело в том, что если кадастровая стоимость лежит в основе налогооблагаемой базы, то вид разрешенного использования – это основополагающий ценообразующий фактор. Именно на него ориентируется государство при определении кадастровой стоимости земельного участка.

Объясняется это действием простых экономических механизмов: чем больше потенциальной прибыли может принести владельцу земельный участок, тем выше стоимость.

Если, к примеру, на участке размещен или планируется к размещению объект торговли, то вид разрешенного использования для этого участка – “для размещения объектов торговли” – предполагает высокую экономическую привлекательность.

А вид разрешенного использования – “для размещения объекта благоустройства” – лишен экономической прибыли совсем. Соответственно, кадастровая стоимость, а также и размер земельного налога, у этих участков будет сильно отличаться.

Но одним пониманием действия выше описанного экономического механизма для применения лайфхака не обойтись. Любые манипуляции с видами разрешенного использования земельных участков надо делать, во-первых, с пониманием экономической целесообразности, а во-вторых, с глубокой профессиональной проработкой норм земельного и градостроительного законодательства. 

Приведем примеры. Когда объект недвижимости, расположенный на земельном участке, занимает не всю его площадь.

Например, здания и склады промышленного предприятия занимают лишь часть земельного участка, а на остальной площади расположены проезды, парковки, зоны отдыха с объектами благоустройства и зелеными насаждениями, медпункт и т.д.

Но согласно “Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке” (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.

2017 № 226) (далее – “Методические указания”) вид разрешенного использования распространяется на весь земельный участок, независимо от его частичного использования. Следовательно, и оценивается земельный участок по ВРИ целиком. 

При этом важно понимать, что если владелец земельного участка добавит в ЕГРН дополнительные виды разрешенного использования, то снизить налог ему все равно не удастся.

Кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с применением показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим. 

Что же делать? Обратить внимание на региональные нюансы и применить принцип “разделяй – и… плати меньше”.

Для кадастровой переоценки функционально различных частей земельного участка необходимо этот земельный участок разделить, а уже образованным по функциональному принципу земельным участкам присвоить соответствующие виды разрешенного использования. Кадастровая стоимость в таком случае будет пересчитана автоматически. 

Региональные власти чаще всего гораздо более справедливо относятся к расчету платы за землю. Так, например, в Санкт-Петербурге действует Закон от 5 декабря 2007 г. № 608-119 “О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга”.

Согласно этому закону при аренде городских земельных участков нет необходимости их делить на множество отдельных земельных участков по функциональному использованию.

Все проще – делается инвентаризация арендуемого земельного участка, определяется функциональность зон, занятых различными объектами недвижимости и/или благоустройства, а затем по отдельным тарифам ведется расчет арендной платы.

Однако, владельцам больших земельных участков увлекаться делением не стоит, так как на участки большой площади действует отдельный понижающий коэффициент при кадастровой оценке – “скидка на площадь”.
И если экономический эффект от деления участка и изменения вида разрешенного использования не перекрывает “скидку на площадь”, то данный лайфхак применять не нужно.

А если владельцы сомневаются в правильности своих расчетов, то всегда можно обратиться к профессиональным консультантам.

Лайфхак № 2

Второй способ снижения земельного налога вытекает из предыдущего лайфхака и открывает ящик пандоры ошибок, совершаемых при определении кадастровой стоимости.

Поэтому в первую очередь владельцу земельного участка необходимо выяснить по какому виду разрешенного использования была проведена кадастровая оценка.

При этом кроме ВРИ, юридически закрепленного в ЕГРН, о котором писали выше, надо иметь в виду фактическое использование земельного участка, сравнить его с видом разрешенного использования взятым государством за основу определения кадастровой стоимости.

Согласно Методическим указаниям специалисты государственных бюджетных учреждений (ГБУ), проводящих государственную кадастровую оценку (ГКО), могут использовать как юридически закрепленный ВРИ, так и фактический.

Как мы уже выяснили выше, эти виды могут не совпадать, а при определении кадастровой стоимости в подавляющем большинстве случаев за основу принимается тот вид использования, который несет бОльшую кадастровую стоимость = бОльшую налоговую нагрузку. 

В практике профессиональных консультантов известны случаи, когда специалисты ГБУ, в поисках наиболее выгодных для налогообложения вариантов, используют в качестве документов, подтверждающих фактический вид разрешенного использования земельных участков, документацию по планировке и межеванию территорий. 

Владельцы ЗУ должны проверить и этот фактор определения кадастровой стоимости их собственности, так как он, на мой взгляд, не является законным.

Проект планировки и проект межевания территории являются только проектами, зачастую даже не имеющие сроков реализации, и не могут рассматриваться как правоустанавливающие и/или правоподтверждающие документы (ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).

А платить завышенный земельный налог на участок, где в каком-то далеком будущем будет построен, например, торговый центр (а может быть и не будет) владельцу земельного участка придется.

Лайфхак № 3

Следующий лайфхак также связан с ошибками при проведении ГКО. Речь пойдет о различных обременениях земельных участков.

Согласно п. 1.11 Методических указаний при определении КС должны в обязательном порядке учитываться обременения и ограничения, которые налагаются на земельный участок различными инженерными сетями, зонами с особыми условиями использования территории и т.д.

Ошибка закрадывается в определении кадастровой стоимости из-за того, что до сих пор системы ни информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст.

56 Градостроительного кодекса РФ), ни ЕГРН, где в полной мере и понятно отражены все нюансы объектов недвижимости и земельных участков, не работают.

Информацию о наличии и границах различных обременений и ограничений попросту неоткуда взять. 

Соответственно, если бы эти сведения содержались в информационных системах, то ошибки, связанные с этим фактором, при проведении ГКО были бы исключены. И проходящий под земельным участком, например, канализационный коллектор был бы учтен специалистами, а владелец снизил бы размер земельного налога.

Чтобы иметь полную информацию об обременениях и ограничениях собственник может обратиться в местные органы градостроительства и архитектуры за соответствующими актами. А затем предоставить их копии в ГБУ и требовать кадастровой стоимости земельного участка в случае обоснованного попадания его под обсуждаемые обременения и ограничения.

Лайфхак № 4

Этот метод снижения земельного налога также связан с исправлением ошибок. 

В предыдущей колонке мы выяснили, что земельный налог – это налог местный, в отличие от регионального налога на имущество организаций.

Чтобы понять какие ставки применимы для расчета налог на имущество организаций надо ознакомиться с действующими региональными нормативами (их по количеству регионов – 85), а вот с земельным налогом придется попотеть, так как этот налог – местный и регламентируется местным законодательством (и таких нормативов может быть несколько тысяч).

Часто бывает, что крупные землевладельцы, имеющие в собственности участки, расположенные в разных муниципальных образованиях, не имеют полной информации о льготах, предоставляемых местными органами власти и продолжают платить земельный налог по максимальным ставкам, установленным Налоговым кодексом в ст. 394.

Отслеживать муниципальные льготы можно воспользовавшись специальным информационным ресурсом1  или обратиться к профессиональным консультантам за помощью.

Лайфхак № 5

Последний лайфхак применяется не так часто и подходит для смелых и отчаянных собственников земельных участков.

Хотя способ совершенно законный, использовать его решаются далеко не все владельцы. Дело в том, что согласно НК РФ, земельные участки, предоставленные для строительства жилья, облагаются по ставке в 0,3% против базовой ставки в 1,5%. В некоторых регионах ставка еще ниже. К примеру, в Санкт-Петербурге она составляет всего 0,01%.

И какой бы ни была высокой кадастровая стоимость этих участков, за счет льготных ставок налогообложения участков, предоставленных под жилье, сумма земельного налога все равно получается не слишком большой.

Поэтому, если земельный участок находится в собственности и не планируется к сиюминутному использованию, то при определенных условиях и/или при помощи профессионалов он может быть переведен под ВРИ “под размещение объектов жилой недвижимости”.

При этом обязательно надо учитывать, что вид разрешенного использования “под жилье” должен быть установлен в соответствии с градостроительным регламентом (правилами землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок), а также данный ВРИ необходимо внести в ЕГРН. А вот строить жилье на данном ЗУ совершенно не обязательно (до момента его фактического освоения) – это не влияет на возможность применения льготной ставки. Этот вывод подтверждается и судебной практикой и позицией Минфина России. 

Однако, в законе есть норма, побуждающая к началу строительства (ч. 15 ст.

396 НК РФ) и регламентирующая сроки предоставления льготной ставки налогообложения: в первые 3 года владения земельным участком (с момента внесения сведений в ЕГРН) применяется повышающая ставка 2 (0,3 х 2 = 0,6%, что меньше, чем 1,5%), далее при отсутствии жилых строений, применяется коэффициент 4 (0,3 х 4 = 1,2%, что также меньше, чем 1,5%).

Использование всех вышеперечисленных лайфхаков вместе или каждого по отдельности, помощь профессионалов, а также внимательное отношение владельцев земельных участков к своей собственности помогут снизить размер налоговых отчислений и сберечь бюджет.

1 https://www.nalog.ru/rn78/service/tax/

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a55/1027412.html

Налоговая решила, что я должна денег за чужую землю

Большой налог на землю что делать

В 2018 году налоговая начислила мне налог на чужую землю. А потом суд взыскал с меня госпошлину 545,68 Р за судебное заседание, о котором я даже не знала.

Екатерина Мартьянова

не платит чужие налоги

Налоговая приписала мне чужой долг за земельный налог в размере 13 597 Р и подала на меня в суд, а я узнала об этом только после смски от банка о списании госпошлины. Расскажу, как я выяснила, кто обратился к приставам, и как объяснила налоговой, что ничего ей не должна.

В июне 2018 года я оформляла на госуслугах заявления на выплаты по случаю рождения ребенка и увидела кнопку «Налоговая задолженность». Я была уверена, что ничего не должна, и нажала на нее. На портале отобразился долг по земельному налогу 13 597 Р и пеня за просрочку 682 Р. При этом никакой земли в моей собственности не было.

Я не собиралась платить чужой налог. Мне пришлось разбираться в ситуации.

Так отображалась задолженность и информация о ней в мобильном приложении портала госуслугСам долг по земельному налогу составлял 13 597 Р, а пеня — 682 РВ августе 2018 года, когда я разбиралась с налоговой, пеня выросла до 879,05 Р

Я знала, что долг не мой. Поэтому в тот же день нашла раздел портала госуслуг, где можно обратиться в техподдержку, и написала жалобу на явную ошибку в данных.

Через две минуты мне ответили, что все сведения о налоговых задолженностях поступают на портал непосредственно из баз данных ФНС России. Если у меня есть вопрос о начислениях налогов и задолженностях, мне нужно обратиться в налоговую.

На портале госуслуг есть чат с техподдержкой, куда можно написать свой вопрос или жалобу. Посмотреть историю переписки можно в личном кабинете в разделе «Уведомления» → «Техподдержка»Переписка с техподдержкой госуслуг.

Мне посоветовали обратиться в территориальный орган ФНС и подсказали, как это сделать

Я была уверена, что это просто ошибка, которая мне ничем грозить не может. Поэтому я написала в налоговую только через два месяца.

Мне было не до писем: лето, маленький ребенок, ремонт — вот неполный список причин моей нерасторопности.

Только в августе я обратилась в налоговую через электронную приемную. Мой опыт показывает, что в непонятных ситуациях надо делать именно так: подавать письменные жалобы, чтобы остался номер и дата обращения. А потом получить от ведомства официальный ответ. В спорных ситуациях всегда можно будет на него сослаться или представить как доказательство своей правоты.

Обращение я направила в центральный аппарат налоговой службы, потому что считала чужую задолженность по земельному налогу на госуслугах какой-то общей ошибкой. В обращении я сообщила, что не была и не являюсь собственником чего-либо, за что полагается платить налог.

Через два дня мне пришло информационное письмо: обращение передали в УФНС России по Республике Саха (Якутии) — вышестоящий орган ИФНС № 2 по Якутии, — которая начислила налог. И это при том, что я родилась и живу в Москве. Ответа от управления в установленные сроки я не увидела.

Через несколько недель, в сентябре, на портале госуслуг информация о задолженности пропала, и я успокоилась. Как оказалось — рано.

Письмо о регистрации обращения в налоговую: по его номеру можно отслеживать статус рассмотренияТакое информационное письмо пришло, когда мое обращение передали в УФНС России по Якутии. Именно это отделение приписало мне чужой земельный налог

Вечером 15 ноября мне пришли три смски от Сбербанка: с моих счетов списали 545,68 Р.

На сайте ФССП я получила подробную информацию об исполнительном производстве на мое имя. Узнала, какой суд выдал исполнительный лист и на чтоСообщения о взыскании, которые я получила в ноябре.

Всего списали 545,68 Р

Через приставов кто-то взыскивал с меня госпошлину в размере 272,88 Р. Но банк списал с моего счета больше: в смсках были суммы 272,84 Р, 60,75 Р, 212,09 Р — всего 545,68 Р.

То есть пристав дважды взыскал с меня одну и ту же госпошлину по одному и тому же исполнительному производству.

Сумма небольшая, но я была в шоке, что кто-то со мной судился, а я об этом ничего не знаю. И возмущена, что деньги списали дважды за одно и то же. Кроме того, было абсолютно непонятно, каких еще сюрпризов ждать. Я могла снова оказаться кому-то должна, чего бы мне очень не хотелось.

На следующий день рано утром я позвонила родственнице мужа, которая работает юристом. Она сказала, что, скорее всего, суд вынес в отношении меня судебный приказ. В таком случае мое присутствие не требовалось — вот почему я могла ничего не знать о судебном процессе до списания денег со счета.

Родственница мужа посоветовала в первую очередь поехать в суд и ознакомиться с материалами дела.

Как сэкономить на налогах или не платить их вообщеРассказываем о законных способах в нашей рассылке дважды в неделю

16 ноября я отправилась в банк за выписками по трем своим счетам: подумала, что лучше сразу иметь все подтверждающие документы на руках. Затем по совету родственницы поехала в судебный участок, который был указан в исполнительном производстве.

Я без проблем попала к мировому судье участка по своему месту жительства. Судья пояснила, что 17 июля она вынесла судебный приказ: в пользу ИФНС № 2 по Якутии с меня взыскали задолженность по земельному налогу — 13 597 Р, пеню за просрочку — 44,88 Р, а также госпошлину за рассмотрение дела в доход бюджета Москвы. Всего 13 914,72 Р. И все это из-за ошибки в данных налоговой службы.

А чтобы взыскать госпошлину за проведение суда, судье необходимо было на основании судебного приказа сформировать исполнительный лист и передать его в налоговую по месту нахождения суда.

Получается, суд через свою налоговую за деньгами обратился к приставам, а ИФНС № 2 по Якутии — нет. Возможно, налоговики просто не стали передавать приказ, когда получили мое обращение об ошибке. А возможно, они к этому моменту все еще не получили документы от суда. Поэтому 13 914,72 Р в пользу налоговой не списали.

Я написала заявление в свободной форме, образец был на информационном щите в суде. Судья приняла его и попросила подождать в коридоре. Через несколько минут я получила на руки определение об отмене судебного приказа.

Мне повезло: в здании почти никого не было, судья рассказала мне подробнее про судебный приказ и лично приняла заявление, хотя это не входит в ее обязанности. Если бы она этого не сделала, мне пришлось бы подавать заявление об отмене приказа через канцелярию, а потом повторно ехать в суд за определением.

Когда судья узнала, что я готова сама отвезти определение об отмене судебного приказа приставам, искренне удивилась. Она не понимала, зачем я собираюсь возвращать копеечную госпошлину. Но я не поддалась на провокацию. Я считаю, что за любую работу нужно платить, и госпошлина суду полагается, но не за мой счет.

Определение об отмене судебного приказа судья выдала мне в тот же день, когда я написала заявление о несогласии с долгом

Из суда я сразу отправилась к приставам. Мне было уже все равно, что у пристава по моему производству был не приемный день: кто-то все равно должен был быть в отделении. В итоге моя пристав была на рабочем месте, попала я к ней без проблем.

Пристав выдала мне два постановления «Об отмене постановления об обращении взыскания на ДС» — так официально назывался документ

По мнению пристава, мой гнев на двойное списание был абсолютно несправедлив: это была не ее вина, а банка. Она просто еще раз направила запрос о снятии денежных средств как напоминание.

В этот же день я написала жалобу старшему приставу отдела, в котором было открыто исполнительное производство. Подала ее через электронную приемную ФССП, чтобы не тратить еще один день на поездки. Описала всю ситуацию и еще раз потребовала вернуть средства, которые взыскали ошибочно.

Официального ответа я так и не увидела, но деньги поступили на счет. Об этом я узнала из смски от банка 10 декабря. В итоге с даты постановления об отмене взыскания до фактического возврата денег на мои счета прошло три недели.

В электронной приемной ФССП регистрация обращения и присвоение ему номера происходит сразу после отправкиПриставы списали у меня деньги с двух вкладов и одной карты. Такое смс я получила о возврате денег на карту — на вкладах смс-оповещения у меня отключены

В конце всей этой истории я решила повторно обратиться в налоговую. Для начала я позвонила по телефону горячей линии ФНС, чтобы узнать статус своего обращения от 19 августа.

Меня соединили с сотрудником, который готовил мне ответ. Мы разобрались, что официальное письмо от налоговой действительно было, но моя электронная почта определила его в спам, где я его в итоге все-таки нашла.

В письме не было ни извинений за ошибку в начислении мне чужого земельного налога, ни информации о том, что инспекция налоговой успела подать на меня в суд.

И так как я написала в обращении что-то вроде: «Мне начислили какие-то налоги — вот как они отображаются на госуслугах», — в ответе мне написали и про землю, и про налог на имущество.

Налоговики разобрались: земля действительно не моя, а другие налоги мне не начисляли.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/wrong-tax/

Земельный налог для физических лиц и ИП в 2021 году

Большой налог на землю что делать

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Кто платит земельный налог в 2021 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2020 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2020 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2020 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Формула расчета

Обратите внимание! С 2015 года физические лица, в том числе предприниматели, не должны рассчитывать налог на землю самостоятельно. Это обязанность возложена на ИФНС. Уплата производится по налоговому уведомлению.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Льготы по земельному налогу

Некоторые плательщики могут воспользоваться льготами федерального и местного уровня. Если налоговый орган располагает информацией о праве плательщика на льготу, она будет учтена при расчете налога.

Но если налогоплательщик заметил при получении уведомления, что льгота не учтена, ему нужно подать в ИФНС заявление по форме из приказа от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Заявление предоставляется только один раз — далее льгота действует автоматически.

Федеральные льготы

Не платят налог на землю коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также их общины — в отношении участков, которые используются для сохранения традиционного образа жизни.

При исчислении налога для отдельных категорий плательщиков база уменьшается на стоимость 6 соток площади земельного участка. Льгота действует для инвалидов 1 и 2 группы, Героев СССР и РФ, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных родителей, «чернобыльцев». Полный список льготных категорий — в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Если участков несколько, льгота по освобождению от налогообложения 6 соток действует только по одному из них. Выбрать, по какому именно, может сам плательщик. Для этого ему нужно подать в любую ИФНС уведомление о выборными земельном участке по форме, утвержденной приказом ФНС от 26.03.2018 N ММВ-7-21/167@.

Местные льготы

Представительные органы муниципальных образований могут своими актами вводить дополнительные льготы для некоторых категорий граждан. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Примеры расчета

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Налоговое уведомление

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2021 году за 2020 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря следующего года. Например, если земля была куплена в 2020 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2021 года.

Поэтому в случае неполучения уведомления ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на прием можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него земельного участка, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение.

Однако данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте.

Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 НК РФ и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Срок уплаты земельного налога

В 2021 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты гражданами имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2021 года (для уплаты налога за 2020 год).

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Кроме этого, налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Оплата земельного налога

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Для этого необходимо:

  1. Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

  2. Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

  3. Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платежное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

  4. Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

Источник: https://www.malyi-biznes.ru/fns/zemlya/

5 способов снижения земельного налога для организаций

Большой налог на землю что делать

Дмитрий Желнин

Управляющий партнер Митсан Консалтинг, член Экспертного совета НОСТРОЙ

специально для ГАРАНТ.РУ

В статьях расходов организаций земельный налог занимает далеко не первые строчки. Он не идет ни в какое сравнение, например, с налогом на прибыль. Но в то же время может сыграть роль в общем снижении налоговых затрат и оказать помощь бизнесу в такие сложные периоды, как пандемия. Рассмотрим несколько лайфхаков по снижению земельного налога, исходя из моего личного опыта. 

Лайфхак № 1

В первую очередь всем землевладельцам необходимо обратить внимание на вид разрешенного использования (ВРИ) их земельных участков, указанный в ЕГРН.

Дело в том, что если кадастровая стоимость лежит в основе налогооблагаемой базы, то вид разрешенного использования – это основополагающий ценообразующий фактор. Именно на него ориентируется государство при определении кадастровой стоимости земельного участка.

Объясняется это действием простых экономических механизмов: чем больше потенциальной прибыли может принести владельцу земельный участок, тем выше стоимость.

Если, к примеру, на участке размещен или планируется к размещению объект торговли, то вид разрешенного использования для этого участка – “для размещения объектов торговли” – предполагает высокую экономическую привлекательность.

А вид разрешенного использования – “для размещения объекта благоустройства” – лишен экономической прибыли совсем. Соответственно, кадастровая стоимость, а также и размер земельного налога, у этих участков будет сильно отличаться.

Но одним пониманием действия выше описанного экономического механизма для применения лайфхака не обойтись. Любые манипуляции с видами разрешенного использования земельных участков надо делать, во-первых, с пониманием экономической целесообразности, а во-вторых, с глубокой профессиональной проработкой норм земельного и градостроительного законодательства. 

Приведем примеры. Когда объект недвижимости, расположенный на земельном участке, занимает не всю его площадь.

Например, здания и склады промышленного предприятия занимают лишь часть земельного участка, а на остальной площади расположены проезды, парковки, зоны отдыха с объектами благоустройства и зелеными насаждениями, медпункт и т.д.

Но согласно “Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке” (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.

2017 № 226) (далее – “Методические указания”) вид разрешенного использования распространяется на весь земельный участок, независимо от его частичного использования. Следовательно, и оценивается земельный участок по ВРИ целиком. 

При этом важно понимать, что если владелец земельного участка добавит в ЕГРН дополнительные виды разрешенного использования, то снизить налог ему все равно не удастся.

Кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с применением показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим. 

Что же делать? Обратить внимание на региональные нюансы и применить принцип “разделяй – и… плати меньше”.

Для кадастровой переоценки функционально различных частей земельного участка необходимо этот земельный участок разделить, а уже образованным по функциональному принципу земельным участкам присвоить соответствующие виды разрешенного использования. Кадастровая стоимость в таком случае будет пересчитана автоматически. 

Региональные власти чаще всего гораздо более справедливо относятся к расчету платы за землю. Так, например, в Санкт-Петербурге действует Закон от 5 декабря 2007 г. № 608-119 “О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга”.

Согласно этому закону при аренде городских земельных участков нет необходимости их делить на множество отдельных земельных участков по функциональному использованию.

Все проще – делается инвентаризация арендуемого земельного участка, определяется функциональность зон, занятых различными объектами недвижимости и/или благоустройства, а затем по отдельным тарифам ведется расчет арендной платы.

Однако, владельцам больших земельных участков увлекаться делением не стоит, так как на участки большой площади действует отдельный понижающий коэффициент при кадастровой оценке – “скидка на площадь”.
И если экономический эффект от деления участка и изменения вида разрешенного использования не перекрывает “скидку на площадь”, то данный лайфхак применять не нужно.

А если владельцы сомневаются в правильности своих расчетов, то всегда можно обратиться к профессиональным консультантам.

Лайфхак № 2

Второй способ снижения земельного налога вытекает из предыдущего лайфхака и открывает ящик пандоры ошибок, совершаемых при определении кадастровой стоимости.

Поэтому в первую очередь владельцу земельного участка необходимо выяснить по какому виду разрешенного использования была проведена кадастровая оценка.

При этом кроме ВРИ, юридически закрепленного в ЕГРН, о котором писали выше, надо иметь в виду фактическое использование земельного участка, сравнить его с видом разрешенного использования взятым государством за основу определения кадастровой стоимости.

Согласно Методическим указаниям специалисты государственных бюджетных учреждений (ГБУ), проводящих государственную кадастровую оценку (ГКО), могут использовать как юридически закрепленный ВРИ, так и фактический.

Как мы уже выяснили выше, эти виды могут не совпадать, а при определении кадастровой стоимости в подавляющем большинстве случаев за основу принимается тот вид использования, который несет бОльшую кадастровую стоимость = бОльшую налоговую нагрузку. 

В практике профессиональных консультантов известны случаи, когда специалисты ГБУ, в поисках наиболее выгодных для налогообложения вариантов, используют в качестве документов, подтверждающих фактический вид разрешенного использования земельных участков, документацию по планировке и межеванию территорий. 

Владельцы ЗУ должны проверить и этот фактор определения кадастровой стоимости их собственности, так как он, на мой взгляд, не является законным.

Проект планировки и проект межевания территории являются только проектами, зачастую даже не имеющие сроков реализации, и не могут рассматриваться как правоустанавливающие и/или правоподтверждающие документы (ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).

А платить завышенный земельный налог на участок, где в каком-то далеком будущем будет построен, например, торговый центр (а может быть и не будет) владельцу земельного участка придется.

Лайфхак № 3

Следующий лайфхак также связан с ошибками при проведении ГКО. Речь пойдет о различных обременениях земельных участков.

Согласно п. 1.11 Методических указаний при определении КС должны в обязательном порядке учитываться обременения и ограничения, которые налагаются на земельный участок различными инженерными сетями, зонами с особыми условиями использования территории и т.д.

Ошибка закрадывается в определении кадастровой стоимости из-за того, что до сих пор системы ни информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст.

56 Градостроительного кодекса РФ), ни ЕГРН, где в полной мере и понятно отражены все нюансы объектов недвижимости и земельных участков, не работают.

Информацию о наличии и границах различных обременений и ограничений попросту неоткуда взять. 

Соответственно, если бы эти сведения содержались в информационных системах, то ошибки, связанные с этим фактором, при проведении ГКО были бы исключены. И проходящий под земельным участком, например, канализационный коллектор был бы учтен специалистами, а владелец снизил бы размер земельного налога.

Чтобы иметь полную информацию об обременениях и ограничениях собственник может обратиться в местные органы градостроительства и архитектуры за соответствующими актами. А затем предоставить их копии в ГБУ и требовать кадастровой стоимости земельного участка в случае обоснованного попадания его под обсуждаемые обременения и ограничения.

Лайфхак № 4

Этот метод снижения земельного налога также связан с исправлением ошибок. 

В предыдущей колонке мы выяснили, что земельный налог – это налог местный, в отличие от регионального налога на имущество организаций.

Чтобы понять какие ставки применимы для расчета налог на имущество организаций надо ознакомиться с действующими региональными нормативами (их по количеству регионов – 85), а вот с земельным налогом придется попотеть, так как этот налог – местный и регламентируется местным законодательством (и таких нормативов может быть несколько тысяч).

Часто бывает, что крупные землевладельцы, имеющие в собственности участки, расположенные в разных муниципальных образованиях, не имеют полной информации о льготах, предоставляемых местными органами власти и продолжают платить земельный налог по максимальным ставкам, установленным Налоговым кодексом в ст. 394.

Отслеживать муниципальные льготы можно воспользовавшись специальным информационным ресурсом1  или обратиться к профессиональным консультантам за помощью.

Лайфхак № 5

Последний лайфхак применяется не так часто и подходит для смелых и отчаянных собственников земельных участков.

Хотя способ совершенно законный, использовать его решаются далеко не все владельцы. Дело в том, что согласно НК РФ, земельные участки, предоставленные для строительства жилья, облагаются по ставке в 0,3% против базовой ставки в 1,5%. В некоторых регионах ставка еще ниже. К примеру, в Санкт-Петербурге она составляет всего 0,01%.

И какой бы ни была высокой кадастровая стоимость этих участков, за счет льготных ставок налогообложения участков, предоставленных под жилье, сумма земельного налога все равно получается не слишком большой.

Поэтому, если земельный участок находится в собственности и не планируется к сиюминутному использованию, то при определенных условиях и/или при помощи профессионалов он может быть переведен под ВРИ “под размещение объектов жилой недвижимости”.

При этом обязательно надо учитывать, что вид разрешенного использования “под жилье” должен быть установлен в соответствии с градостроительным регламентом (правилами землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок), а также данный ВРИ необходимо внести в ЕГРН. А вот строить жилье на данном ЗУ совершенно не обязательно (до момента его фактического освоения) – это не влияет на возможность применения льготной ставки. Этот вывод подтверждается и судебной практикой и позицией Минфина России. 

Однако, в законе есть норма, побуждающая к началу строительства (ч. 15 ст.

396 НК РФ) и регламентирующая сроки предоставления льготной ставки налогообложения: в первые 3 года владения земельным участком (с момента внесения сведений в ЕГРН) применяется повышающая ставка 2 (0,3 х 2 = 0,6%, что меньше, чем 1,5%), далее при отсутствии жилых строений, применяется коэффициент 4 (0,3 х 4 = 1,2%, что также меньше, чем 1,5%).

Использование всех вышеперечисленных лайфхаков вместе или каждого по отдельности, помощь профессионалов, а также внимательное отношение владельцев земельных участков к своей собственности помогут снизить размер налоговых отчислений и сберечь бюджет.

_____________________________

1 https://www.nalog.ru/rn78/service/tax/

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/zhelnin/1440903/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.