Досудебные примирители судьба законопроекта

Содержание

Медиатор в суде РФ – новая должность: функции судебных примирителей

Досудебные примирители судьба законопроекта

Не так давно в российской судебной системе появилась новая должность – судебный медиатор. Его функция – помощь сторонам в решении спорных вопросов. Таким образом планируется быстрее разрешать спорные ситуации, а также увеличить количество дел, решение по которым будет принято в досудебном порядке.

статьи:

В чем суть работы судебного медиатора?

Что это – принципиально новое изобретение российской юриспруденции, или же следование тенденциям мировой правовой системы? Действительно ли оно будет способствовать более мирному урегулированию спорных вопросов?

Медиатор, или судебный примиритель, как это явствует из названия должности, призван примирять стороны. Нововведение это – не новшество в юриспруденции, так как термин “медиация” известен достаточно хорошо и является одной из альтерных техник урегулирования спорных ситуаций.

Судебный медиатор получит следующие полномочия:

  1. Изучать документы обеих сторон без ограничений. Истец, ответчик, а также сам суд заинтересованы в скорейшем решении спорной ситуации, поэтому судебным примирителям будет предоставлен полный доступ к всем необходимым материалам. Это показания свидетелей, разного рода документация, архивы судебных заседаний, аргументы сторон, зафиксированные в любой форме.
  2. Проведение переговоров во внесудебное время с участниками судебного процесса. Общение должно носить официальный характер и будет предусматривать донесение до сторон фактов и аргументов, которые свидетельствуют в пользу скорейшего прекращения судебного процесса.
  3. Поиск компромиссных вариантов решения спора. Часто стороны в силу отсутствия между ними какой-либо формы общения кроме судебного заседания не могут донести друг другу изменения своих требований. Медиатор в судебном процессе сыграет роль посредника, с помощью которого стороны смогут уступать друг другу официальным образом.

Достижение мирового соглашения – это и есть главная цель судебного медиатора.

Кто может стать судебным примирителем?

Работа судебного примирителя по описанию похожа на работу психолога, но к психологии его деятельность может быть отнесена едва ли. Ведь для успешного консультирования и решения спорных ситуация специалист должен обладать отличными знаниями юриспруденции.

Человек с улицы не сможет стать судебным медиатором. И даже высшего образования в сфере права мало. Как пишут СМИ, самые подходящие претенденты на эту должность – отставные судьи. Они как никто другой имеют опыт решения спорных вопросов, и могут лучше других специалистов содействовать воинствующим сторонам.

Естественно, простых граждан такие нововведения натолкнули на мысли о том, что таким образом судьи просто-напросто решили обеспечить себе приятную, высокооплачиваемую и уникальную занятость после выхода на пенсию.

Но бывшие судьи – не единственные претенденты на роль примирителей. Ими также могут стать другие сотрудники судебной системы. Главное требование – высшее юридическое образование и не менее пяти лет опыта работы.

Теоретически на эту должность смогут претендовать сотни тысяч юристов, трудящихся по всей стране. Практически, пишут СМИ, лишь узкий круг “своих”.
О каких-либо курсах подготовки специалистов, конференциях или семинарах, в которых следует принять участие для получения этой должности, не сообщается.

А как сейчас, без миротворцев?

Судебные примирители, судебные медиаторы, судебные миротворцы – как только не называют служащих данной должности! Кажется, они смогут сделать судебные процессы подобными телевизионным шоу, в которых добрый и мудрый судья за несколько минут выписывает небольшой штраф, и виновная сторона вполне удовлетворенная уходит домой.

Как существует судебная система сейчас, без миротворцев, и какие существуют способы решения спорных вопросов?

  1. Досудебный порядок. Он все же существует, но процедура весьма затруднена, так как  не существует официального порядка общения истца и ответчика. В художественных фильмах огромное количество раз показаны сложности общения между, к примеру, виновником ДТП и жертвой. Излишние эмоции и неадекватное поведение никоим образом не способствуют не то, что досудебному решению вопросов, а вообще какому-либо общению вне стен суда. Введение должности медиатора в судебном процессе явно повысит эффективность досудебного общения и увеличит количество мировых соглашений. Современная система решения споров уже предусматривает досудебное процедуры, но это не мировое соглашение, а обычное соглашение сторон. К нему часто прибегают физические лица, в ход чаще всего идет финансовая компенсация. Очевидно, что такие переговоры будут намного результативнее при наличии официального государственного чиновника.
  2. В порядке судебного процесса. Чаще всего в наше время споры разрешаются все же через суд. Именно для этого и создана эта институция. Любые споры в любой области права в любой стране, будь то США, Россия или любая европейская страна, решаются именно через суд.
  3. Обращение “к старшим”. Лучший способ решения детского спора – не определение того, кто прав, кто нет, а обращение к старшим. У них больше опыта, их решение более корректно. Истец и ответчик зачастую обращаются к вышестоящим инстанциям, которые могут их рассудить.

Зарплата судебного примирителя

Зарплаты судьей и работников судебной системы традиционно считаются неадекватно высокими, сколько же будут получать судебные медиаторы? Законодательство не предусматривает дополнительного финансирования для будущих специалистов этой сферы. Предполагается, что фонд оплаты их труда будет формироваться за счет государственной пошлины, которую оплачивают участники судебного процесса.

 
Будет ли спрос?

Очевидно, что прибегание к услугам судебного примирителя будет добровольным. Статистика утверждает, что такой сервис вряд ли будет пользоваться повсеместной популярностью. Причина такой пессимистической оценке – реальность. В нашей стране уже работают медиаторы-посредники. Но их услуги требуются лишь в одном из нескольких десятков тысяч споров.

Очевидно, что для российской правовой системы подобная медиация – новшество, а стороны если желают договориться, делают это без посредников.

Но есть одна интересная особенность, которая может повлечь за собой повышенный спрос на нововведение. Дело в том, что планируется на государственном уровне утвердить систему финансового поощрения для тех, кто будет прибегать к услугам судебных медиаторов.

На сегодняшний день рассмотрение дела в суде – процедура недешевая, она влечет за собой необходимость уплаты как минимум госпошлины. Плюс – услуги адвоката, существуют также другие, непредвиденные траты. Тем, кто решит прибегнуть к услугам примирителя, вернут более семидесяти процентов средств уплаченных государству в качестве пошлины, если дело находится на этапе рассмотрения.

Если к мирному соглашению стороны придут на стадии рассмотрения апелляции, они смогут вернуть половину стоимости. А если дело затянули и решили остановиться на этапе кассации, тогда к возврату будет полагаться лишь тридцать процентов уплаченной суммы.

Правоведы, однако, считают, что подобная компенсация не будет стимулировать стороны достигать мирного соглашения и пользоваться услугами медиаторов, так как размеры госпошлины невелики, и возврат половины-трети ее сумы не будет играть никакого значения в принятии решения.

В мировой практике медиация широко известна и активно используется еще с древних времен. К примеру, несколько тысячелетий назад судебный примиритель пользовался высоким статусом и считался уважаемым гражданином, его должность приравнивалась к должности вождя и жреца.

В наше время медиация закреплена на законодательном уровне в большинстве развитых стран и, как свидетельствует статистика, приводит к меньшему количеству судебных дел и значительно способствует примирению в процессе рассмотрения.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/news/1130-mediator-v-sude-rf.html

Примирение сторон в суде: что изменится в октябре 2019 года

Досудебные примирители судьба законопроекта

Новшества в процедуре примирения сторон в арбитражном, гражданском и административном процессах вступят в силу 25 октября 2019 года. Они начинают действовать в связи с принятием трех законов:

  1. Федеральный Конституционный закон от 26.07.2019 № 3-ФКЗ

Дает право Пленуму Верховного Суда РФ утверждать регламент проведения судебного примирения, а также формировать и устанавливать список судебных примирителей.

  1. Федеральный закон от 26.07.2019 № 198-ФЗ

Вносит в НК РФ изменения, связанные с частичным возвратом государственной пошлины в результате примирительных процедур. Размер суммы будет зависеть от того, на какой стадии произошло примирение.

Пока не вступили в силу изменения, истец, заключая соглашение о примирении, может рассчитывать не более, чем на 50 % возврата государственной пошлины.

Стадия примиренияПроцент от государственной пошлины
На стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора.30 %
На стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.50 %
При заключении соглашения о примирении, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу.70 %

Для истца данное изменение несет позитивный характер. В ситуации, когда речь идет о большой сумме государственной пошлины, заключать соглашение о примирении будет выгодно.

  1. Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ

Вносит целый ряд изменений, касающихся примирительных процедур, в отдельные законодательные акты. Это и новый «статус» медиативного соглашения, и появление в списке новых примирительных процедур, и расширение возможности использования примирительных процедур, а также уточнение перечня сведений, которые нужно вносить в исковое заявление и отзыв на него.

Зачем нужны поправки?

Прежде всего изменения направлены на развитие альтернативных методов разрешения споров — чтобы снизить количество дел в судах и, следовательно, «разгрузить» судей.

Кроме того, поправки призваны обеспечить гарантию прав на судебную защиту и мотивировать стороны спора прибегать именно к примирительным процедурам.    

Что нужно знать о примирительных процедурах

Важно отметить, что список примирительных процедур расширен, и он остается открытым. Так, в частности, споры теперь могут быть решены:

  • через переговоры;
  • путем посредничества, в том числе медиации (переговоры с участием независимой стороны — медиатора);
  • в результате судебного примирения;
  • путем использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Что касается судебного примирения, то его проведение предполагает участие судебного примирителя, чью роль на себя возьмет судья в отставке.

За формирование и утверждение списка судебных примирителей ответственен Пленум Верховного Суда РФ. Он учитывает предложения арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, которые выразили желание выступать в качестве судебного примирителя.

Кандидатуру для разрешения конкретного спора определяют по взаимному согласию стороны, а суд её утверждает.

У судебного примирителя есть определенные права:

  • ведение переговоров со сторонами, другими лицами, участвующими в деле;
  • изучение документов, представленных сторонами;
  • знакомство с материалами дела с согласия арбитражного суда;
  • осуществление других действий, необходимых для эффективного урегулирования спора.

При этом судебный примиритель не вправе совершать действия, в результате которых возникают, изменяются либо прекращаются права и обязанности лиц, участвующих в деле, а также других участников процесса. Судебный примиритель — не участник судебного разбирательства.  

Результаты примирительных процедур

Поправками предусмотрен открытый список результатов примирения по спорам, вытекающим из административных и публичных отношений:

  • признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела;
  • соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;
  • частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей;
  • мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом отнесено заключение мировых соглашений.

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ появится открытый перечень результатов примирения участников дела. Он включает:

  • мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
  • соглашение по обстоятельствам дела;
  • подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.

Изменения в порядке и сроках проведения примирительных процедур

Суд сможет вынести определение о проведении примирительной процедуры. Это произойдет, если стороны согласились с предложением провести такую процедуру или суд удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд должен указать срок, в течение которого завершится примирительная процедура. В то же время стороны смогут ходатайствовать о продлении срока.

Если до обращения в суд с оспариванием, например решений органов власти, стороны не использовали досудебное урегулирование спора, то будет действовать принцип: при согласии юрлица, ИП или гражданина суд сможет отложить разбирательство и провести примирительную процедуру, например, для уточнения фактических обстоятельств, снятия противоречий в позициях, в том числе путем проведения сверки взаимных расчетов.

Детали в процессуальных поправках

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50, в настоящее время при подготовке дела к разбирательству судья может только содействовать урегулированию спора — например, предложить сообщить о примирительных действиях и предоставить соответствующие документы. Но с 25 октября ситуация изменится. 

Во-первых, поправки коснутся перечня сведений, которые входят в исковое заявление и отзыв на него. Так, если стороны пытались примириться, в нем нужно будет уточнить, какие именно действия ими были предприняты. Для этого к иску прикладываются подтверждающие документы.

Во-вторых, если примирительные действия совершал ответчик, то соответствующую информацию ему нужно будет указать в отзыве на иск, а также не забыть приложить доказательные документы. В отзыве, помимо этого, придется поделиться мнением о том, могут ли стороны примириться.

Стоит также обратить внимание на ряд поправок о статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований о предмете спора. Их наделили правом выступать в роли участников мирового соглашения в ситуациях, если они приобретают права или на них переходят обязанности по условиям соглашения. 

Источник: https://kontur.ru/articles/5645

Судьи в отставке смогут быть судебными примирителями

Досудебные примирители судьба законопроекта

26 июля Президент России Владимир Путин подписал пакет законов, существенно расширяющих возможности применения примирительных процедур при осуществлении правосудия и конкретизирующих нормы о мировом соглашении.

Как ранее писала «АГ», проекты поправок в ГПК, АПК и КАС РФ были разработаны Верховным Судом РФ (Постановление Пленума от 18 января 2018 г. № 1) и внесены в Госдуму 21 марта 2018 г. (законопроекты № 421600-7, 421476-7, 421494-7).

В российском праве появились новые виды примирительных процедурПринят пакет законов о существенном изменении порядка внесудебного урегулирования споров между сторонами гражданского и административного судопроизводства

Новации предусматривают три примирительные процедуры: переговоры, судебное примирение и посредничество, к которому относится и медиация.

Теперь осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе смогут также судьи, пребывающие в отставке. Списки таких лиц будут вести советы судей субъектов РФ.

Также отмечается, что стороны могут воспользоваться любыми другими примирительными процедурами, если это не противоречит законодательству.

Что касается переговоров, то стороны самостоятельно определяют условия их проведения. При этом в законодательстве или в договоре могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры проводятся в обязательном порядке.

Судебное примирение предполагает участие новой для российского права фигуры – судебного примирителя. Им может быть исключительно судья в отставке, изъявивший желание выступать в таком качестве. Список судебных примирителей формирует и утверждает Пленум ВС, который основывается на предложениях нижестоящих судов. Стороны вправе выбрать любое лицо из указанного списка.

Законопроект ВС о примирительных процедурахЭксперты обсуждают поправки Верховного Суда в Налоговый кодекс РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур

Судебный примиритель сможет вести переговоры со сторонами и другими участвующими в деле лицами, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда, давать сторонам рекомендации для скорейшего урегулирования спора и сохранения их деловых отношений.

Другие права судебного примирителя будут предусмотрены в соответствующем регламенте. При этом примиритель не является участником судебного разбирательства и не может совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей участников процесса. Предполагается, что труд судебного примирителя будет оплачиваться.

Порядок и условия такой оплаты должно определить Правительство РФ.

Порядок проведения процедуры судебного примирения определяется не только процессуальным законом, но и регламентом, который должен быть утвержден ВС. Так, судья имеет право запросить информацию о ходе примирения, однако не чаще чем один раз в 14 дней.

Установлен примерный перечень результатов примирительных процедур, куда вошли мировое соглашение, отказ от иска или его признание, а также признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.

Более детально урегулировано примирение по арбитражным спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Теперь невозможность примирения может быть не только установлена законом, но и обоснована существом соответствующих правоотношений.

Кроме того, поправками в КАС РФ установлена невозможность применения процедуры медиации по административным делам, прямо указанным в законе: об оспаривании нормативных актов, о защите избирательных прав граждан, о прекращении деятельности – и ряду других.

Согласно скорректированным нормам о мировом соглашении третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагается обязанность по условиям этого соглашения.

Поправки, внесенные в НК РФ, побуждают стороны примириться как можно раньше.

Установлено, что, если до принятия судебного акта было заключено мировое соглашение или соглашение о примирении, произведены отказ от иска или признание иска, которые в том числе стали итогом примирительных процедур, часть госпошлины подлежит возврату истцу: в суде первой инстанции – 70% госпошлины, в апелляционной – 50%, в кассационной и надзорной – 30%.

Комментируя пакет законов на стадии проектов, адвокат практики разрешения споров и медиации юридической фирмы «ART DE LEX» Валерия Ивачева отметила, что придание силы исполнительного документа медиативному соглашению, достигнутому без передачи спора на рассмотрение суда и удостоверенному нотариусом, несет риск использования данного инструмента недобросовестными лицами для получения исполнительного документа по фиктивным спорам.

Ведущий юрист, медиатор АБ «Асташкевич и Партнеры», член Коллегии посредников ТПП РФ Екатерина Смольянникова подчеркивала, что новации будут весьма полезны профессиональным посредникам: «Стороны, которые устали от многолетних споров и размышляют, стоит ли попробовать медиацию, которые не доверяют друг другу, будут больше доверять медиативному соглашению».

В то же время эксперт отмечала: противники такого подхода считают, что подобные изменения уничтожают суть медиации, где стороны, достигнув взаимоприемлемого решения, не нуждаются в дополнительных гарантиях, а сами исполняют свое решение. «Однако обращение к нотариусу может быть еще одной возможностью.

Пользоваться ею или нет, смогут решить сами стороны», – добавила она.

В то же время эксперт подчеркивала проблему малого количества медиаторов, прошедших подготовку и обладающих необходимыми навыками для работы со спорящими сторонами: «Если законодатель ставит целью развитие института медиации, следует продумать, каким образом будет происходить взаимодействие суда и медиатора.

Где стороны возьмут квалифицированного посредника? Как проверить, кому можно доверять? К сожалению, с 2010 г.

, когда был принят Закон о медиации, услуга “проведение медиации” появилась в перечне большинства юридических фирм, при этом профессионально медиации обучались единицы, а из них опыт и практику имеют несколько человек, если говорить в масштабах страны».

Адвокат АП Вологодской области Илья Трайнин с недоумением отмечал: почему судьям в отставке нельзя заниматься адвокатской деятельностью, но можно быть судебными примирителями? По его мнению, было бы логично в таком случае разрешить им быть и адвокатами.

«В противном случае я здесь вижу проблему и для адвокатуры, когда граждане могут предпочесть услуги такого примирителя помощи адвоката», – пояснял он. По его мнению, гарантировать абсолютную независимость и беспристрастность судебного примирителя невозможно, как и то, что он не будет использовать свои связи в судейском сообществе в пользу какой-либо из сторон.

«Может получиться такая же ситуация, как с независимой экспертизой. Очень надеюсь, что такого не произойдет», – резюмировал эксперт.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/sudi-v-otstavke-smogut-byt-sudebnymi-primiritelyami/

Примирительные процедуры: новый порядок с 25 октября

Досудебные примирители судьба законопроекта

25 октября 2019 года вступают в силу изменения в процессуальном законодательстве, касающиеся расширения перечня примирительных процедур в ГПК, АПК и КАС и порядка возврата госпошлины в случае примирения.

Начать примирительную процедуру конфликтующие стороны могут в любой момент судебного процесса по собственной инициативе или по рекомендации суда. Примирение основывается на принципах добровольности и сотрудничества, суд не может обязать стороны помириться. На время перемирия судебные разбирательства приостанавливаются, если договоренности не достигнуты – заседания возобновляются.

Досудебное примирение

Согласно положениям Федерального закона N 197-ФЗ, если стороны пытались прийти к компромиссу до подачи искового заявления в суд, в иске следует указать, какие шаги были предприняты, а также приложить подтверждающие документы в случае их наличия.

В ситуации, когда попытки примирения исходили со стороны ответчика, указать на них и приложить соответствующие документы (при наличии) нужно будет в отзыве на иск. Кроме того, в отзыве следует изложить мнение о возможности мирного разрешения конфликта.

По действующему законодательству судья имеет право только предложить участникам дела сообщить о действиях по примирению при подготовке к разбирательству.

Порядок и сроки примирительной процедуры

Если участники спора заявили о желании пройти процедуру примирения, суд удовлетворяет их ходатайство и выносит определение о порядке действий. При необходимости может быть вынесено определение об отсрочке судебного разбирательства.

Определение суда включает:

Примирительная процедура должна завершиться в сроки, указанные в определении суда, но по ходатайству участников крайний срок может быть продлен.

Примирительные процедуры

Одно из нововведений – расширение перечня способов урегулирования споров мирным путем, в том числе при содействии суда. К примирительным процедурам, наряду с медиацией и посредничеством, отнесены переговоры и судебное примирение.

Список остается открытым, т.е. для улаживания споров можно использовать и другие виды примирительных процедур, если они не противоречат законодательству.

Судебное примирение

К судебному примирению стороны вправе прибегнуть на любом этапе судопроизводства по делу. Можно сказать, что процедура занимает промежуточное место между судебным разбирательством и медиацией.

Особенность примирения в суде – проведение его с участием судебного примирителя, которым может стать судья в отставке. Список примирителей формирует и утверждает Пленум Верховного Суда РФ.

Требования к кандидатам и регламент проведения примирения определены законодательно.

В конкретном споре кандидатуру выбирают из перечня и согласовывают стороны, суд ее утверждает. Судебный примиритель должен действовать беспристрастно и добросовестно. Ему запрещено делать что-либо, что может повлечь изменение или прекращение прав или обязанностей участников спора. Порядок проведения судебного примирения прописан в Регламенте, который утверждается ВС РФ.

Судебный примиритель имеет право:

Порядок и оплата работы судей-примирителей определяется Правительством Российской Федерации.

Судья вправе контролировать ход примирительной процедуры, запрашивая информацию не чаще одного раза в две недели.

Результаты примирительных процедур

В Федеральном законе N 197-ФЗ определен перечень возможных результатов примирительных процедур:

Если участники отказались от примирения, не пришли к согласию или срок процедуры истек, суд возобновляет разбирательство.

Возврат истцу госпошлины в случае примирения

Правила возвращения государственной пошлины установлены статьей 333.40 НК РФ. По действующему законодательству сумма возврата госпошлины при закрытии дела в результате примирительных процедур ограничена 50% без дифференциации. Правило действует только если мировое соглашение заключено раньше начала исполнения судебного решения.

Согласно Федеральному закону от 26 июля 2019 г. № 198-ФЗ в случае примирения сторон, признания ответчиком иска или отказе истца от заявления предусмотрена частичная компенсация госпошлины истцу. Размер возвращенной суммы зависит от того, на каком этапе было прекращено судопроизводство по делу:

Правило будет работать при подписании мирового соглашения, отказе от иска, его признании и др.

Источник: https://m-style.su/news/primiritelnye-protsedury-novyy-poryadok-s-25-oktyabrya/

Мы поссоримся или помиримся… или О том, что готовит сторонам судебная реформа

Досудебные примирители судьба законопроекта

С примирением сторон в российской арбитражно-процессуальной практике действительно беда. Пример. В Арбитражном суде Свердловской области, начиная с 2016 г. (1), количество дел, заканчивающихся заключением медиативного соглашения, или дел, рассмотренных с участием посредника, в среднем не превышает 10 случаев в год.

Хотя еще в 2014 г. была надежда, что мирное урегулирование споров прочно войдет в судопроизводство (тогда подобных дел было вдвое больше). С чем связан скачок? Думается, что практика 2014 г. была обусловлена выходом разъяснений Высшего Арбитражного Суда, посвященного примирению сторон, поскольку АПК РФ в этой части оказался немногословен.

Ну а потом….

Потом тенденция мириться, так скажем, не зашла.

И какие только методы склонить стороны к миру не используются: и в Определениях прописывается, и мотивирующие цитаты в судах расклеены, а воз и ныне там.

Почему? На этот счет очень точно высказалась Председатель Арбитражного суда Уральского округа Ирина Решетникова:«Это связано как с недостатком правовой и человеческой культуры граждан, так и с «достижениями» нашей судебной системы и судопроизводства»(2). Стало быть,  не умеем договариваться и не видим в этом выгоды.

  На лицо «достижение» судебной системы, а именно: судиться в России достаточно дешево и относительно быстро. Пошлину заплатил и жди, когда представитель государства тебя рассудит.

В то время, как, в странах англо-саксонской правовой системы стороны начинают идти на компромисс, учиться уступать, думать, как выйти из спора с минимальными потерями.

Умения договариваться нам, конечно же, не хватает. Надо отметить, что вопросами мирного урегулирования в арбитражном процессе с 2002 года особо не интересовались, АПК РФ в этом вопросе дошел до наших дней почти в первозданном виде. Но «процессуальная революция» не дремлет, а накрывает волной изменений о примирении сторон. Что готовит нам процессуальное будущее?

Первое, что бросается в глаза – появление в Законе 197-ФЗ (3) новых форм примирения (перечень является открытым): судебное примирение и переговоры.

Судебное примирение будут осуществлять так называемые судебные примирители (судьи в отставке, перечень которых будет устанавливаться Пленумом ВС РФ на основе предложений Арбитражный судов). Стороны вправе сами выбрать судебного примирителя (мне представляется, что даже здесь сторонам будет сложно прийти к консенсусу).

Перечень полномочий судебных примирителей не велик:

1) вести переговоры со сторонами,

2) изучать документы,

3)знакомиться с материалами дела с согласия суда (На мой взгляд, весьма странное правомочие, поскольку не совсем ясна цель его введения. Ведь достаточно очевидно, что, не изучив материалы дела, фактически невозможно разрешить спор, а в нашем случае, подвести стороны к его разрешению),

4)осуществлять иные действия, способствующие эффективному урегулированию спора, в том числе, давать рекомендации.

Судебный примиритель не будет обладать статусом участника дела, отсюда невозможность повлиять на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Крайне интересно как начнет работать эта практика.

Сейчас, мне представляется сюжет, при котором примиритель будет, что называется, стоять на горящих углях: опыт будет требовать решить все за стороны, а закон – сделать так, чтобы стороны сами пришли к решению.

Полагаю, в основе этого способа разрешения конфликта лежит авторитет судебного примирителя. Таким образом, законодатель создает иллюзию реального процесса, где стороны ощущают статус судьи, выполняют его требования. В то же время у «судьи» роль существенно меняется.

Он перестает осуществлять полномочие по разрешению спора, но должен подвести к этому стороны и, полагаю, опять же силой своего авторитета.

Как указано в пояснительной записке «К проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур»», участие в качестве примирителей именно судей «не только позволит повысить привлекательность альтернативных процедур разрешения споров, но и укрепит профессиональными кадрами институты медиации и судебного примирения» (4) .

Переговоры….

Тоже новая форма урегулирования споров для российского правоприменения. Думается, что у переговоров после введения новых положений в АПК РФ появится двоякая правовая природа: альтернатива претензионному порядку урегулирования споров и самостоятельная примирительная процедура.

Например, как указывает Пояснительная записка, переговорная форма предназначена для предотвращения возбуждения дела. Пожалуй, главное отличие от претензионного порядка в большей «мягкости» такой процедуры.

В претензионном порядке у получателя претензии есть два варианта поведения: согласиться с таковой и выполнить требования противоположной стороны или не согласиться и требования игнорировать.

В переговорах возможна вариативность поведения обязанной стороны: исполнить в части, исполнить полностью, не исполнять, не исполнить в части и так далее.

Также переговоры отличаются от претензионного порядка сравнительной быстротой. Так, разрешить вопрос в переговорном порядке можно буквально в течение дня, просто ведя переписку в электронной почте, тогда как для претензионного порядка потребуется больше времени.

Как кажется, срок для ведения переговоров вообще не имеет существенного значения, важна лишь фиксация таковых.

К примеру, если стороны назначили переговоры, и одна из сторон не явилась в отсутствие предупреждения другой стороны, можно считать досудебный порядок урегулирования состоявшимся для целей обращения в суд по спорам, в которых соблюдение такого порядка обязательно.

В части доказательств, свидетельствующих о проведении переговоров, судебная практика не дает ограничений (электронные письма, запись телефонных переговоров – в общем, на что богата ваша смекалка).

Можно ли миксовать переговорный и претензионный порядок?   Представляется, такая модель деловых отношений достаточно распространена. Что дает такое смешение? Полагаю, это позволяет использовать дополнительные доказательства соблюдения порядка урегулирования споров по тем категориям дел, где это необходимо. Поэтому, я бы предпочла прописать в договоре оба варианта.

Если говорить о переговорах как о самостоятельной примирительной процедуре, на мой взгляд, она выглядит достаточно сырой. Проблема указанной новинки процессуального законодательства состоит в том, что не совсем ясно, что представляют собой переговоры, каковые границы проведения таковых и главное – что должно быть результатом.

Результат любой примирительной процедуры, на которую соглашаются стороны, должен быть четко обозначен: консенсус или возврат к судебному рассмотрению.

Здесь же слишком много абстракции, которая может привести к тому, что стороны будут договариваться хоть 3, хоть 5 лет (суд ведь не может отказать сторонам в удовлетворении их прошения о проведении переговоров), а в итоге судьям придется возвращаться к покрывшимся пылью, но так и не разрешенным делам.

Еще ряд вопросов по рассмотренным нововведениям остается без внимания.

Например, если от организации переговоры ведет, допустим, секретарь или бывший директор – это переговоры? Можно ли использовать несколько примирительных процедур последовательно? А сразу? Допустим, стороны привлекают судебного примирителя и параллельно ведут переговоры, а вдобавок обратятся к медиатору, вдруг он их лучше помирит.

Полагаю, судебной практике есть, где развернуться. Но есть и очень приятный бонус.

Законодатель пошел по пути максимальной популяризации примирительных процедур. Так сказать, не словом, так рублем!

Теперь возврат государственной пошлины при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции будет составлять 70 процентов суммы уплаченной пошлины (5).

В целом, описанные изменения очень нужны как для улучшения партнерских отношений между субъектами предпринимательства, так и для разгрузки арбитражных судов. Однако куда приведет нас погоня за «миром», покажет лишь время…

Список литературы:

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/10/27/mmy_possorimsya_i_pomirimsya_ili_o_tom_chto_gotovit_storonam_sudebnaya_reforma?ntvk1_source=2359478009

Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?

Досудебные примирители судьба законопроекта

Василий Гавриленко

Ведущий юрист, направление “Налоги и право” Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

С 25 октября в процессуальном законодательстве грядут важные изменения, которые коснутся одновременно арбитражного, гражданского и административного процессов (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – Закон № 197-ФЗ).

С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.


Новые виды примирительных процедур

В рассматриваемом законе законодатель указал, что примирение сторон возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, если не предусмотрено иное.

При этом в Законе № 197-ФЗ перечислены следующие виды примирительных процедур:

  • переговоры (новый вид примирительной процедуры);
  • медиация;
  • судебное примирение (новый вид примирительной процедуры).

Замечу, что этот перечень является открытым.

Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке.

Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание.

Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.

Судебный примиритель вправе:

  • вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
  • изучать представленные сторонами документы;
  • знакомиться с материалами дела с согласия суда;
  • осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.

Стоит, однако, отметить, что судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.


Нотариальное удостоверение медиативного соглашения

Стоит также обратить внимание на новую процедуру удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.

Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такое нотариально заверенное медиативное соглашение приравнено к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю (п. 5 ст. 12 закона о медиации в ред. Закона № 197-ФЗ).

Это совершенно новый для действующего в настоящее время процессуального законодательства вид исполнительного документа.


Введение примирения в административных делах

Помимо прочего, новые правила устанавливают возможность использовать примирительные процедуры и при рассмотрении административных дел.
Действующее законодательство такого порядка не предусматривает. 


***

Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей.

Как юрист, постоянно участвующий в судах в силу своей специализации, могу сказать, что фактически судьи рассматривают в день более 20-30 дел, что влияет на качество итоговых судебных решений.

С учетом этого в данном случае, по моему мнению, новые нормы о судебном примирении не только помогут облегчить работу судейского аппарата, но и должны повлиять на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.

В настоящее время на практике спорящие стороны редко разрешают свои вопросы в порядке медиации.

Два основных способа разрешения конфликта:

  • досудебный (в результате переговоров сторон);
  • судебный (путем вынесения судебного решения либо заключения мирового соглашения).

Законодатель же в рассматриваемом Законе № 197-ФЗ пробует размыть четкую границу между “досудебным” и “судебным” этапами разрешения спора, вводя условие именно о судебном примирении.

Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.

Именно частный характер медиаторства часто отпугивает стороны от использования такого порядка разрешения конфликта.

Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.

В то же время следует с осторожностью применять данную норму, так как введение нового вида исполнительного документа с более простой процедурой получения, чем проведение судебного процесса, может повлечь злоупотребление правами со стороны недобросовестных участников спора.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/gavrilenko/1294287/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.