Может ли оперуполномоченный возбуждать уголовные дела

Содержание

Является ли органом дознания оперуполномоченный оперативного подразделения? В случае проведения оперуполномоченным оперативного подразделения органа внутренних дел проверки сообщения о преступлении в порядке статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вправе ли оперуполномоченный самостоятельно принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче сообщения о преступлении по подследственности?

Может ли оперуполномоченный возбуждать уголовные дела

Является ли органом дознания оперуполномоченный оперативного подразделения? В случае проведения оперуполномоченным оперативного подразделения органа внутренних дел проверки сообщения о преступлении в порядке статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вправе ли оперуполномоченный самостоятельно принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче сообщения о преступлении по подследственности?

Статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) обязанности по приему и проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также по принятию процессуального решения возложены в том числе на дознавателя и орган дознания.

В соответствии с пунктом 24 статьи 5 и пунктом 1 части первой статьи 40 УПК органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.

Исходя из указанных положений УПК, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, не являющиеся по должности дознавателями, имеют статус должностных лиц органа дознания.

Одновременно следует учитывать, что в силу пункта 7 статьи 5 УПК любое должностное лицо органа дознания приобретает статус дознавателя в случае, если оно уполномочено начальником органа дознания на осуществление предварительного расследования в форме дознания, а также иных полномочий, предусмотренных УПК.

В силу взаимосвязанных положений пункта 17 статьи 5, пункта 1 части первой и части третьей статьи 402 УПК начальник органа дознания (должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель), а в органах внутренних дел Российской Федерации также заместители начальника полиции уполномочены поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК.

Корреспондирующие положения содержатся в пункте 40 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный № 34570), согласно которому проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих.

По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения) о преступлении (пункт 41 указанной Инструкции).

Таким образом, сотрудники оперативных подразделений территориального органа МВД России, не являющиеся по должности дознавателями, в соответствии с поручением начальника органа дознания могут быть уполномочены на проведение проверки сообщения о преступлениях в порядке, предусмотренном УПК.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

При этом постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное данным сотрудником, как должностным лицом органа дознания, подлежит утверждению начальником органа дознания или заместителем начальника полиции.

Однако утверждение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не требуется, если оно вынесено дознавателем, в том числе должностным лицом органа дознания, на которое начальником органа дознания возложено осуществление полномочий, предусмотренных УПК в порядке, установленном пунктом 7 статьи 5 УПК.

По смыслу части первой статьи 144 УПК проверка сообщения о преступлении и принятие по нему решения в установленный срок должны осуществляться в пределах компетенции дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, установленной УПК.

Компетенция указанных должностных лиц и органов, разной ведомственной принадлежности определяется в том числе с учетом правил подследственности, установленных статьей 151 УПК, что подтверждается пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, согласно которому одно из решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, является передача сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК.

Источник: https://xn--h1aaaf5a1c.78.xn--b1aew.xn--p1ai/document/16391226

Кесарю кесарево

Может ли оперуполномоченный возбуждать уголовные дела

Подписать петицию «Навального в Президенты»

Подписать петицию «Лишить Терешкову звания Героя Советского Союза!
Присвоить звание Героя России Навальному!»

Аннотация: проверка сообщения о преступлении может проводиться оперуполномоченным (участковым уполномоченным) ОВД, но принятие процессуального  решения по ее результатам находится за рамками его полномочий.

«Слушай, дурень, перестаньЕсть хозяйскую герань».

(С. Маршак. Кошкин дом).

В настоящее время в органах внутренних дел (далее ОВД) России сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях повсеместно рассматривают (принимают, проводят проверку и по ее результатам принимают решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности) те должностные лица, которых закон таким правом не наделял: оперуполномоченные (а в полиции еще и участковые уполномоченные), с последующим утверждением принятого решения начальником органа дознания.Данная ситуация спровоцирована самим законодателем, который в статьях 144-145 УПК РФ уполномочил на такие действия и дознавателя и орган дознания одновременно, в результате чего создается впечатление, что в органе дознания существуют и другие должностные лица (помимо дознавателя), имеющие право рассматривать сообщения о преступлениях.

В соответствии с этим в ОВД полагают, что если ОВД являются органами дознания, то оперуполномоченные, являющиеся сотрудниками этих органов, вправе проводить проверку сообщений о преступлениях и принимать по ним процессуальные решения.

Это неверно: у дознавателя и оперуполномоченного совершенно разные сферы деятельности, и их полномочия регулируются различными законами.ОВД действительно относятся к органам дознания (ч.1 ст.40 УПК РФ). Однако уголовно-процессуальная деятельность не единственная и даже не основная функция ОВД: помимо нее ОВД имеют еще десяток задач (ст.

2 закона «О полиции»). В связи с этим внутри ОВД существует разграничение на подразделения в соответствии с видами деятельности: отдел уголовного розыска, отдел борьбы с экономическими преступлениями, патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные, дежурная часть, отдел дознания, и т.д.

Каждое подразделение имеет свою компетенцию и соответствующие полномочия и не вправе вторгаться в компетенцию другого подразделения.Оперуполномоченный занимается оперативно-розыскной деятельностью, регулируемой законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Его полномочия ограничены следующим перечнем разрешенных действий: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент (ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Проведение проверки сообщения о преступлении и вынесение процессуального решения – это уголовно-процессуальная деятельность, регулируемая только УПК РФ. И осуществлять такие действия должны уже другие лица.

По смыслу п.56 и п. 9 ст.5 УПК РФ, судопроизводство (процесс) считается уголовным с момента получения сообщения о преступлении. В соответствии с. п. 58 статьи 5 УПК РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе. Т.е.

с момента получения сообщения о преступлении и до вынесения приговора в уголовном судопроизводстве могут участвовать только те лица, которые являются участниками уголовного судопроизводства, и никакие другие.Оперуполномоченный не входит в число участников уголовного судопроизводства (глава 6 УПК РФ). Соответственно УПК РФ никакими правами его в уголовном процессе не наделяет.

Понятия «оперуполномоченный» нет даже в числе основных понятий, используемых в ст.5 УПК РФ. Прокурор, следователь, дознаватель, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания есть, а оперуполномоченного нет.

Вероятно, такой порядок рассмотрения сообщения о преступлении установился (еще со времени СССР) благодаря невольной подмене понятий сотрудниками ОВД («проведение проверки сообщения о преступлении» в порядке ст.144-145 УПК РФ на «проведение оперативно-розыскных мероприятий» в порядке ст.6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Дело в том, проверка сообщения о преступлении (уголовно-процессуальная деятельность) проводится некоторыми из тех же методов, что используются и в оперативно-розыскной деятельности (опрос, наведение справок, исследование предметов и документов, обследование помещений).

В результате создается впечатление, что, имея право совершать все эти действия, оперуполномоченный имеет право заниматься (от имени органа дознания) уголовно-процессуальной деятельностью: проводить проверку сообщения о преступлении и выносить по ее результатам соответствующее процессуальное решение.Это не так.

Начальник органа дознания, конечно, вправе поручить проведение проверочных действий по поступившему сообщению о преступлении и оперуполномоченному. Однако формально это будет поручение о проведении оперативно-розыскных действий (на это у оперуполномоченного есть законные полномочия), а не процессуальных.По смыслу п.1 ч.1 ст.40.

1 УПК РФ, в чистом виде (как процессуальные действия) полномочия по проведению проверки сообщения о преступлении в порядке статьи 144 УПК РФ возлагаются именно на дознавателя, а не на оперуполномоченного.

По большому счету, нет никакой разницы в том, кто и в каком порядке будет проводить проверку сообщения о преступлении (оперуполномоченный в рамках оперативно-розыскной деятельности или дознаватель в рамках уголовно-процессуальной деятельности): и так и так будет правильно.

Но закон «Об оперативно-розыскной деятельности» однозначно не наделяет оперуполномоченного правом принимать решения о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела или передаче сообщения по подследственности.В то же время и по УПК РФ оперуполномоченный не является участником уголовного процесса, а потому никаких процессуальных действий совершать не может.

Опять же, п.33 ст.5 УПК РФ устанавливает, что процессуальное решение – это решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, установленном УПК РФ. Судом, прокурором, следователем и дознавателем, а не оперуполномоченным и не органом дознания.

Оперуполномоченный не может принимать никаких процессуальных решений: ни самостоятельно, ни с согласия начальника органа дознания.

Отсюда следует, что хоть орган дознания и входит в число участников уголовного судопроизводства (глава 6 УПК РФ), но участвует он в уголовном процессе не лично (ибо это невозможно) и не через оперуполномоченного, а делегирует свои полномочия по рассмотрению сообщения о преступлении дознавателю.

То же самое следует из принципа «скальпеля Оккама»: логичнее выглядит делегирование органом дознания своих полномочий в уголовном процессе тому лицу, которое наделено законом правом осуществлять соответствующие процессуальные действия (дознавателю), а не тому лицу, у которого таких прав по закону нет (оперуполномоченному).

Употребление термина «орган дознания» в статьях 144, 145 УПК РФ некорректно. По всей видимости, законодатель в этих статьях понимает под ним вовсе не «традиционные» органы дознания, а капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок и других лиц, перечисленных в ч.3 ст.

40 УПК РФ и имеющих право возбуждать уголовные дела (последние перечислены в статье с названием «Орган дознания», но, по смыслу ч.2 этой же статьи, к органам дознания не относятся; однако принимать и проверять сообщение о преступлении эти лица как-то же должны, хотя статьи 144-145 УПК РФ о них умалчивают).

Поручение вынесения процессуального решения оперуполномоченному не только незаконно и нелогично, но и неразумно.Вынесение процессуального решения предполагает установление признаков того или иного преступления, что связано с предварительной квалификацией преступного деяния (дачей правовой оценки), т.е.

с наличием юридических знаний в области уголовного и уголовно-процессуального права. Как известно, оперуполномоченные и участковые уполномоченные зачастую юридического образования не имеют вообще. А если и имеют, то недостаточного уровня.

И утверждение решения оперуполномоченного начальником органа дознания (как это практикуется) сути дела не меняет: не факт, что сам начальник органа дознания обладает достаточными познаниями в области уголовного и уголовно-процессуального права (в основном начальниками органов дознания назначают руководителей оперативных подразделений, а не следственных).

Последствия принятия решения оперуполномоченным по поступившему сообщению о преступлении весьма существенны: — следы преступления имеют свойство со временем утрачиваться, а потому незаконный отказ оперуполномоченного в возбуждении уголовного дела может привести к невозможности расследования преступления. Кроме того, сроки давности привлечения к уголовной ответственности не приостанавливаются в связи с незаконными отказами в возбуждении уголовного дела (а, как правило, отказав однажды в возбуждении уголовного дела, орган дознания с маниакальным упорством продолжает это делать снова и снова, несмотря на систематическое признание незаконными этих решений судом или прокурором).В результате по преступлениям небольшой тяжести может получиться так, что со временем из-за некомпетентности оперуполномоченного дело невозможно будет возбудить даже при всем желании самого органа дознания: сроки давности не позволят.Факт возбуждения уголовного дела оперуполномоченным даже при наличии согласия начальника органа дознания означает в последствие «развал» всего уголовного дела. Даже при блестяще проведенном дознании (следствии) суд должен будет вынести оправдательный приговор: если уголовное дело возбуждено не уполномоченным лицом (т.е. возбуждено незаконно), то и все полученные в ходе дознания (следствия) доказательства не имеют юридической силы (ст.75 УПК РФ). А судить за одно и то же преступление дважды Конституция РФ не позволяет.
И первый и второй варианты явно не способствуют укреплению законности и правопорядка. Кроме того, в действиях самого оперуполномоченного, вынесшего решение по результатам проверки сообщения о преступлении, явно усматриваются признаки деяния, предусмотренного статьей 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Чертовской Ф.Ф.

Статьи на схожую тему:
«Уходят, уходят золотые погоны»
«Где тонко, там и рвется»
«Я возвращаю Ваш портрет»
«Петя идет на митинг, а Митя идет на Петтинг»

юридические услуги онлайн

style=»border:0;» height=»31″ width=»88″ alt=»@Mail.ru» />

Источник: http://chertovskoyff.ru/?page_id=115

Может ли оперуполномоченный возбуждать дела

Может ли оперуполномоченный возбуждать уголовные дела

Является ли органом дознания оперуполномоченный оперативного подразделения? В случае проведения оперуполномоченным оперативного подразделения органа внутренних дел проверки сообщения о преступлении в порядке статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вправе ли оперуполномоченный самостоятельно принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче сообщения о преступлении по подследственности?

Статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) обязанности по приему и проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также по принятию процессуального решения возложены в том числе на дознавателя и орган дознания.

В соответствии с пунктом 24 статьи 5 и пунктом 1 части первой статьи 40 УПК органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.

Исходя из указанных положений УПК, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, не являющиеся по должности дознавателями, имеют статус должностных лиц органа дознания.

Одновременно следует учитывать, что в силу пункта 7 статьи 5 УПК любое должностное лицо органа дознания приобретает статус дознавателя в случае, если оно уполномочено начальником органа дознания на осуществление предварительного расследования в форме дознания, а также иных полномочий, предусмотренных УПК.

В силу взаимосвязанных положений пункта 17 статьи 5, пункта 1 части первой и части третьей статьи 40 2 УПК начальник органа дознания (должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель), а в органах внутренних дел Российской Федерации также заместители начальника полиции уполномочены поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК.

Корреспондирующие положения содержатся в пункте 40 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный № 34570), согласно которому проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих.

По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения) о преступлении (пункт 41 указанной Инструкции).

Таким образом, сотрудники оперативных подразделений территориального органа МВД России, не являющиеся по должности дознавателями, в соответствии с поручением начальника органа дознания могут быть уполномочены на проведение проверки сообщения о преступлениях в порядке, предусмотренном УПК.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

При этом постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное данным сотрудником, как должностным лицом органа дознания, подлежит утверждению начальником органа дознания или заместителем начальника полиции.

Однако утверждение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не требуется, если оно вынесено дознавателем, в том числе должностным лицом органа дознания, на которое начальником органа дознания возложено осуществление полномочий, предусмотренных УПК в порядке, установленном пунктом 7 статьи 5 УПК.

По смыслу части первой статьи 144 УПК проверка сообщения о преступлении и принятие по нему решения в установленный срок должны осуществляться в пределах компетенции дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, установленной УПК.

Компетенция указанных должностных лиц и органов, разной ведомственной принадлежности определяется в том числе с учетом правил подследственности, установленных статьей 151 УПК, что подтверждается пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, согласно которому одно из решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, является передача сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК.

Кто имеет право открыть уголовное производство

Жалобу подает пострадавший, и они не завершается по договоренности сторон.Частные дела – жалоба подается потерпевшим, но дело может быть закрыто в связи с примирением участников.

Следует отметить, что начальным этапом открытия дела становится подача заявления либо обнаружение факта совершения преступного деяния.

После доследственных мероприятий и для определения подследственности конкретного происшествия материалы передаются прокурору, совместно с постановлением о возбуждении дела.

Прокурор изучает обстоятельства преступления и может отказать.По общим правилам, описанным в ст.

146 УКП РФ, правом возбуждать уголовные дела, наделены только определенные лица, а точнее:органы дознания. ОВД или иные представители исполнительной власти, имеющие право вести оперативную деятельность;дознаватели.

Лица, уполномоченные заниматься следственными действиями по делам уголовного характера.

№ 736 (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный № 34570), согласно которому проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих. По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения) о преступлении (пункт 41 указанной Инструкции).

Таким образом, сотрудники оперативных подразделений территориального органа МВД России, не являющиеся по должности дознавателями, в соответствии с поручением начальника органа дознания могут быть уполномочены на проведение проверки сообщения о преступлениях в порядке, предусмотренном УПК.

Защита от неправомерного участия оперативников в следственных действиях

Их основная задача – получение оперативно-розыскной информации, поддающейся проверке следственным путем.

Участие оперативников в процессуальных или следственных действиях с процессуальными правами является существенным нарушением прав других участников процесса.

Во-вторых, в случае нарушения оперативником прав привлеченных к процессуальному или следственному действию лиц эти лица не имею возможности заявить оперативному работнику ходатайство об обеспечении их прав и законных интересов (ст.119, 121, 122 УПК РФ).

Задайте вопрос дежурному юристу,

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Статья 40 Даниил Букрябов

Некоторые вопросы компетенции оперативных сотрудников при рассмотрении сообщений о преступлениях экономической направленности (Есина А.С., Жамкова О.Е.)

С другой стороны, прокуроры не отменяют постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по той причине, что вынесены они сотрудниками ОЭБиПК, тем самым признавая законность их действий в порядке ст. 145 УПК РФ.

В попытках ответить на поставленный вопрос необходимо определиться в двух принципиальных положениях: является ли оперуполномоченный ОЭБиПК субъектом уголовно-процессуальной деятельности и если да, то каковы пределы его компетенции в порядке ст.

145 УПК РФ?В поисках ответа на первую часть вопроса необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся

«.а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»

Источник: https://yurist-pretor.ru/nalogovoe-pravo/mozhet-li-operupolnomochennyj-vozbuzhdat-dela

Оперуполномоченный уголовного розыска

Может ли оперуполномоченный возбуждать уголовные дела

Оперуполномоченными являются сотрудниками следственных отделов различных правоохранительных органов. Их официальная задача – выполнение оперативного розыска, который регулируется специальным одноименным законом. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) делается публично и негласно.

Результаты деятельности предоставляются следователю, прокурору, дознавателю или суду в установленном порядке. Если следователь или дознаватель сочтет это необходимым, то выводы ОРД могут рассматриваться в качестве доказательств в уголовном процессе или в качестве основания для возбуждения нового уголовного производства.

Кто такой оперуполномоченный?

Оперуполномоченный – должностное лицо, то есть специалист, наделенный полномочиями осуществлять оперативно-розыскные мероприятия: опрашивать свидетелей, обследовать помещения и транспортные средства, проводить наблюдение за людьми.

Вся рутинная работа по расследованию преступлений ложиться на плечи прокурора.

О работе сотрудника

Оперуполномоченные работают в следственных органах в структуре МВД России, ФСБ и некоторых других ведомствах. Их полномочия регулируются Федеральным законом «Об оперативном розыске».

В зависимости от места работы права опера могут незначительно отличаться, но они связаны следующими основными признаками: наличием специальных полномочий, необходимых для проведения поиска правонарушителей; возможности выполнять разведывательную работу; использовать методы сбора информации неформального характера.

Большая часть документации находится под грифом «совершенно секретно» или «секретно». Она не подлежит публикации или раскрытию.

Основные места работы уполномоченного- это органы, имеющие право заниматься оперативно-розыскной деятельностью:

  • Органы внутренних дел;
  • ФБС;
  • ФСИН;
  • Органы контроля над оборотом наркосодержащих средств;
  • Органы государственной охраны.

Сотрудники имеют право:

  • Опрашивать свидетелей в рамках своей профессиональной деятельности;
  • Собирать информацию и образцы материалов для экспертизы;
  • Следить и шпионить за нарушителем;
  • Организовывать оперативное внедрение агентов в конкретные структуры;
  • Проводить эксплуатационные эксперименты;
  • Проводить мониторинг почты, телеграфа и других сообщений;
  • Прослушивать телефонные разговоры с согласия прокурора или суда;
  • Использовать конфиденциальную информацию из различных каналов связи;
  • Получать информацию с компьютера;
  • Поддерживать контроль над расследованием, вносить корректировки;
  • Следить за законностью.

Обязанности и полномочия

Следующие оперативно-розыскные меры входят в число основных задач (обязанностей) сотрудника службы безопасности:

  • Допрос жертв и свидетелей, расследование подозреваемых;
  • Поиск доступных объектов и документов;
  • Сбор образцов с целью проведения сравнительного исследования;
  • Наблюдение (мониторинг) и идентификация личности;
  • Извлечение информации из различных технических средств связи (включая перехват по телефону);
  • Инспекция различных предметов;
  • Обследование определенных участков площадки, производственных площадей и сооружений, жилых зданий, транспортных средств;
  • Оперативный эксперимент.

Основная ответственность сотрудников службы безопасности заключается в проведении оперативного розыска преступников, который может быть начат только после официального открытия уголовного производства или после получения информации о подготовке, инциденте или преступлении для получения дополнительной информации о возбуждении уголовного дела.

Сотрудники правоохранительных органов обязаны следовать инструкциям и указаниям следователей, прокуроров и судов в ходе судебных разбирательств. В обязанности этих сотрудников входит проведение обысков и обращений к другим субъектам в соответствии со статьей, по которой возбуждено уголовное дело.

Задача сотрудника службы безопасности заключается в применении мер безопасности в отношении лиц, которые нуждаются в государственной защите в ходе расследования. Сотрудники, проводящие поисковую деятельность, также обязаны направлять запросы в международные организации и правоохранительные органы других стран в соответствии с признанными международными стандартами.

Обязанности сотрудников, проводящих обыски, включают строгое соблюдение законодательства Российской Федерации и их деятельности в соответствии с Законом № 144 и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Основные задачи профессии

Основная функция этого специалиста – сбор информации. Оперуполномоченный проводит интервью с потерпевшими и свидетелями, а также беседу с подозреваемыми.

Представители этой профессии осматривают место происшествия, собирают доказательства и проводят их последующее изучение.

При необходимости сотрудник службы безопасности может просматривать документы, запрашивать информацию о предмете данных, отслеживать личную переписку, совершать телефонные звонки и проводить личные наблюдения.

В некоторых случаях необходимо безотлагательно проводить исследовательские эксперименты. Все эти действия основаны на материалах уголовного дела.

Как проходят рабочие будни?

Рабочий процесс включает в себя 6-дневную рабочую неделю с графиком работы с 09.00 до 18.00. Суббота может быть сокращена. В некоторых случаях возможны нерегулярные рабочие часы, отсутствие выходных или отпуска.

Размер заработной платы

Средняя зарплата сотрудника службы безопасности в стране составляет около 37 тысяч рублей. Однако сумма сильно зависит от должности, опыта работы, бонусов и надбавок. Поэтому молодой сотрудник может получать 20-25 тысяч рублей, а опытный начальник отдела – в два раза больше. В Москве активисты получают на 10-15 тысяч больше, чем в регионах.

Карьерный рост

Эта профессия в основном для мужчин, женщины оперуполномоченные редко занимают данную должность из-за плотного графика. Для этой должности гражданин должен соответствовать следующим требованиям:

  • Возраст до 35 лет, а если ранее гражданин служил в Министерстве внутренних дел – до 50 лет;
  • Высшее юридическое образование;
  • Военная служба;
  • Хорошее физическое состояние, нет проблем со здоровьем;
  • Отсутствие судимости даже у близких родственников.

Тем не менее, с точки зрения карьерного роста, продвижение по службе может занять много времени, так как сотруднику постоянно нужно улучшать свои навыки. Ранг и должность работника напрямую связаны.

Таким образом, офицер безопасности может претендовать на повышение звания, включая капитана, операционного офицера – вплоть до майора, оперуполномоченного высокого уровня, старшего прапорщика.

До сих пор существует должность «младшего оперуполномоченного», которая не дает права на звание офицера. Как правило, прапорщики или старшие прапорщики работают в территориальных органах, которые подавляют обычные преступления.

Финансовая и материальная поддержка сотрудников милиции постепенно улучшается, их уважают в обществе. Хороший оперативный сотрудник может стать руководителем состава органа полиции.

Необходимые навыки в работе

Профессиональные навыки:

  • Умение работать с большим количеством информации;
  • Умение правильно ориентироваться в законодательстве Российской Федерации;
  • Хорошее знание применяемого уголовного права.

Личные качества: педантичность, внимание, честность, высокая степень справедливости, ответственность, способность учиться, желание развиваться профессионально, честность и стрессоустойчивость. Работа в команде.

Специальные навыки:

  • Навыки работы на ПК.
  • Работа с программами: MS Office (Word, Excel, Power Point, Access), Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, правовых систем (гарант, консультант)
  • Работа с интернетом по поиску информации.

Моральный облик: иметь разносторонние интересы, выполнять задачи быстро и точно, стремиться улучшить свои рабочие навыки, если необходимо (быстро учиться), грамотно планировать свое время.

Требования для трудоустройства

На сегодня в органах внутренних дел установлены следующие требования:

  • Пригодность для службы охраны правопорядка (для мужчин категория в военной карточке А – подходит для военной службы). Кроме того, кандидат должен пройти Военно-медицинскую комиссию в медсанчасти Министерства внутренних дел на должность опера по ОУР.
  • Обязательным условием для приема на должность уполномоченного сотрудника ОУР является наличие высшего профессионального образования.
  • К квалификационным требованиям к должностям среднего, старшего и старшего командиров, относится расследование или организация уголовного судопроизводства, административное расследование, экспертиза административных правонарушений или проведение антикоррупционных и судебных расследований.
  • Ни одного темного пятна в автобиографии кандидата и членов его семьи.
  • Завершится профессиональный отбор (ЦПД и полиграфом, которого не избежать), т.е. необходимо определить психологическую пригодность кандидата для службы.
  • Позиция отдела кадров, то есть желание привлечь кандидата на службу, и фактическая доступность рабочих мест.

Нужно ли высшее образование?

Министру внутренних дел было разрешено набирать кандидатов на должности специалистов без какой-либо специальной юридической подготовки. Например, специалисты с гражданскими дипломами теперь могут работать с угрозами, расследованиям, в инспекции молодежи (ПНД) и в дорожной полиции (ГИБДД).

Представители МВД не скрывают, что были вынуждены принимать такие меры из-за нехватки персонала, но обещают тщательно просматривать всех заявителей.

Кадровые работники будут отдавать предпочтение выпускникам военных вузов, гражданских факультетов с опытом работы по юридической профессии. Что касается молодых учителей, они найдут место в

Министерстве внутренних дел согласно их профилю – в ПДН. Выпускников технических институтов и вузов ждут в ГИБДД. В МВД также принимают людей, которые уже имеют высшее образование и получают второе – юридическое. Их готовы нанять до конца последнего курса.

В какие учебные заведения мвд лучше поступить?

Многие юноши спрашивают, как стать опером. Поскольку уполномоченный – официальное лицо, наличие университетского образования является обязательным. Лучше всего поступить в вузы МВД. Во всех крупных городах и регионах страны есть полицейские университеты. С точки зрения качества преподавания и авторитета по России, лучшими из них являются:

  • Санкт-Петербургский институт МВД России. Это первая в стране полицейская школа, основанная в 1968 году. Здесь готовят специалистов для следственной работы и операционной, информационной безопасности и военной тематики.
  • Московский университет МВД России В.Я. Кикоти. Это самый престижный полицейский университет страны, организованный на базе трех крупных городских учреждений. Университет имеет филиалы в Рязани и Московской области.
  • Уральский юридический институт МВД России. Здесь обучают уполномоченных, криминологов и полицейских, и развивают науку.
  • Краснодарский университет МВД РФ. Через свою сеть филиалов он предоставляет персонал для органов безопасности юга России.
  • Воронежский институт МВД РФ. Учреждение было основано на базе первой в стране полицейской школы.

Подобные объекты есть во Владивостоке, Хабаровске, Калининграде, Иркутске, Казани, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ и других городах. Кстати, выпускники полицейских колледжей получают все военные навыки в процессе обучения, поэтому они освобождаются от военной службы.

Первое собеседование

Главное, чтобы у кандидата или его близких родственников не было судимости, и он был здравомыслящим человеком. Конечно, выбор кандидата может быть затруднен отсутствием работы в органах, но обычно вакансий достаточно. Даже если нет нужной позиции, есть похожая работа в той же сфере.

https://www.youtube.com/watch?v=eZQBq5K9XwM

На собеседование лучше прийти в аккуратно выглаженной чистой одежде. Таким образом, создается впечатление серьезного, ответственного человека. Стараться не задавать глупых вопросов, слушать и писать.

Как проходит первичное обучение?

Как правило, работодатель не может сразу нанять кандидата, он отправляет его на учебу. Для этого для каждого сотрудника создается личное дело. Процесс начального образования не сложный, но длительный.

Как правило, это пребывание в казармах (то есть постоянное проживание в общей комнате и особый тип выезда) периодом от 6 месяцев до 2 лет.

Социальные гарантии

Заработная плата выплачивается ежемесячно и состоит в основном из оклада, класса, опыта работы и премий. Премия составляет более половины зарплаты. Социальный пакет предусматривает только внеплановое зачисление ребенка в детский сад, оплачиваемый отпуск по болезни и отпускные.

Плюсы и минусы данной профессии

Преимущества профессии:

  • Относительно хорошая зарплата и спрос на профессию;
  • Проведение общественно полезных мероприятий и возможность реализовать свой потенциал;
  • Наличие ряда услуг (длительный отпуск, оплачиваемый отпуск по болезни, досрочный выход на пенсию, бесплатное медицинское обслуживание, программы покупки предпочтительного жилья).

Минусов тоже много. Во-первых, довольно сильные умственные и физические нагрузки. Оперативные сотрудники часто работают сверхурочно и иногда бывают вне дома по несколько дней. Это часто приводит к хроническим заболеваниям и проблемам в семье. Ежедневно приходится контактировать с антисоциальными людьми, существует постоянная угроза здоровью.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/operupolnomochennyi-ugolovnogo-rozyska-5d33691246f4ff00aedad193

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.