Шумовая зона железной дороги

Подходы при изучении воздействия шума железнодорожного транспорта на основе методологии оценки риска

Шумовая зона железной дороги

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2017; 96(7)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-7-675-681

Оriginal article

Оценка факторных рисков здоровью

0 КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017

Копытенкова О.И.1, Курепин Д.Е.2, Фридман К.Б.1, Кузнецова Е.Б.1

ПОДХОДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ШУМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА

1 ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, 191036, Санкт-Петербург;

2 ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», 190031, Санкт-Петербург

В статье представлены результаты измерения, прогнозирования и оценки шума в зоне влияния железнодорожного транспорта. Установлено, что железнодорожный транспорт является источником сверхнормативного акустического воздействия на окружающую среду в пределах зоны санитарного разрыва (100 м).

Определены зависимости изменения уровня звука от грузовых поездов на расстоянии до 100 м от источника и на высоте до 30 м от поверхности земли. Получены расчетные эквивалентные уровни звука по октавным полосам частот для модельного участка железной дороги.

На основе натурных и расчетных данных определены показатели вероятности предъявления жалоб населением на сверхнормативный уровень шума и вероятности раздражения на шум, а также рассчитаны показатели риска возникновения патологии нервной и сердечно-сосудистой (ССС) систем.

В действующей нормативной документации выявлены расхождения в определении санитарного разрыва между линейным источником транспортного шума и объектами жилой застройки.

Натурные измерения и основанное на них моделирование распространения шума (без преград) показали, что на границе нормативной санитарно-защитной зоны (100 м) в районе грузонапряженного участка железной дороги сохраняется уровень шума 60-62 дБА. При этом риск раздражения на шум и вероятности предъявления жалоб оценивается как приемлемый, риск возникновения патологии ССС – как низкий.

На расстоянии 50 м уровень шума составляет 65 дБА, с учетом возрастных изменений организма после 70 лет экспозиции риск развития патологии ССС достигает экстремальной величины – 0,935. Показано, что объекты строительства на расстоянии менее 100 м от железной дороги попадают в зону акустического дискомфорта. Обоснована необходимость устранения разногласий в нормативной документации путем гармонизации санитарно-гигиенической и технической групп документов, регламентирующих методы измерения, прогноза и оценки уровней звука на территориях в зоне влияния железных дорог.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; оценка риска; сверхнормативное акустическое воздействие;

здоровье населения; акустическое загрязнение; раздражение на шум; жалобы на шум.

Для цитирования: Копытенкова О.И., Курепин Д.Е., Фридман К.Б., Кузнецова Е.Б. Оценка воздействия шума железнодорожного транспорта на основе использования методологии оценки риска. Гигиена и санитария. 2017; 96(7): 675-681. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/0016-9900-2017-96-7-675-681

Для корреспонденции: Копытенкова Ольга Ивановна, гл. науч. сотр. отдела гигиены, ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, 191036, Санкт-Петербург. E-mail: 5726164@mail.ru

Kopytenkova O.I.1., Kurepin D.E.2, FridmanK.B.1, Kuznetsova E.B.1

METHODUCAL APPROACH AND ASSESSMENT OF NOISE IMPACT OF RAIL TRANSPORT ON THE BASIS OF THE USE OF RISK ASSESSMENT METHODOLOGY

1North-WestPublic Health Research Center, Saint-Petersburg, 191036, Russian Federation;

2Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint-Petersburg, 190031, Russian Federation

The paper presents the results of measurement, prediction and assessment of noise in the territory in the zone of the influence of the railway transport. The railway transport is established to be a source of excess acoustic impact on the environment within the area of sanitary break (100 m).

The dependence of the change in noise levels from freight trains at a distance of 100 m from the source and up to 30 m from the ground surface was revealed. Equivalent sound levels in octave bands for the railway section of the model are calculated.

the results of field measurements and calculated data, the identification of indices of risk for adverse reactions in the population living in the zone of influence of the Railways was executed.

The paper presents results of the calculation of the probability of occurrence of complaints on excessive noise and the lihood of irritation at the noise, and the results of the calculation of risk indices of pathologies of the nervous and cardiovascular systems.

The research made it possible to identify the regulatory documentation discrepancy in the definition of the health gap between the line source traffic noise and residential buildings.

Field measurements and executed on their basis their modeling of the noise propagation (without obstacles) have shown that on the boundary of the regulatory sanitary protection zone (100m) in the congested section of the railway the noise level of 60-62 dBA is maintained.

The risk of irritation to the noise and the lihood of complaints is assessed as “acceptable”. The risk of pathology of the cardiovascular system is evaluated as “low”. At a distance of 50 m (65 dBA) with bearing in mind age-related changes after 70 years of exposure the risk reaches of extreme values – 0,935. Construction sites located less than 100 m from the railway were shown to fall into the zone of acoustic discomfort. There was substantiated the necessity of resolving differences in regulatory documentation by harmonizing sanitary and technical groups

дигиена и санитария. 2017; 96(7)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-7-675-681_

Оригинальная статья

documents regulating methods of measurement, prediction and evaluation of sound levels on the territories in the zone of influence of the Railways.

Keywords: railway transport; risk assessment; excessive acoustic exposure; population health; acoustic pollution; the irritation of the noise; complaints about noise.

For citation: Kopytenkova O.I.., Kurepin D.E., FridmanK.B., Kuznetsova E.B. Methoducal approach and assessment of noise impact of rail transport on the basis of the use of risk assessment methodology. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2017; 96(7): 675-681. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2017-96-7-675-681

For correspondence: Olga I. Kopytenkova, MD, PhD, Dsci., Prof., North-West Public Health Research Center, Saint-Petersburg, 191036, Russian Federation E-mail: 5726164@mail.ru

Information about authors:

Kopytenkova O.I. http://orcid.org/0000-0003-3557-2255; Kurepin D.E. http://orcid.org/0000-0002-2073-1420; FridmanK.B.,http://orcid.org/0000-0001-7189-0141; Kuznetsova E. B. http://orcid.org/0000-0002-1573-5021.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-pri-izuchenii-vozdeystviya-shuma-zheleznodorozhnogo-transporta-na-osnove-metodologii-otsenki-riska

Что делать, если дачный дом стоит рядом с железной дорогой

Шумовая зона железной дороги

Если вам сильно не повезло, и ваш дачный дом находится рядом с «зоной отчуждения» железной дорогой, воспользуйтесь советами, которые даёт редакция Homius.

Вы сможете снизить уровень шума на несколько баллов, выполнив некоторые виды ремонтных работ.

В случае, когда проблему решить не удаётся, необходимо подавать заявку на выселение из жилья и получение нового места жительства.

Нормы отвода участков

Железные дороги в нашей стране не редкость, и часто рядом с ними расположены жилые посёлки и дачи. Приказом Минтранса № 126 определены нормы отвода земельных участков, которые в обязательном порядке должны учитываться при формировании железнодорожной полосы.

Однако в некоторых случаях не удаётся соблюсти все нормы и жилой дом оказывается слишком близко к железной дороге. А люди, проживающие в нём, страдают от высокого шума, который возникает при прохождении поезда. Решать сложившуюся проблему нужно кардинально. Существует два варианта – усилить шумозащиту или подать заявление на получение нового жилья.

ФОТО: mtdata.ruЕсли вы не можете нормально спать по ночам из-за грохота, а ваш дачный дом расположен слишком близко к железной дороге, необходимо принять меры и усилить звукозащиту

Согласно действующим нормативам, жилой или дачный дом должен находиться на расстоянии не ближе, чем 100 м от железной дороги. В ином случае жить в доме, стоящем слишком близко от неё, будет практически невозможно.

В некоторых случаях люди специально покупают дачи возле железной дороги из-за их низкой стоимости. Если вы поступили так же из соображений экономии, то сократите уровень шума в дачном доме, воспользовавшись специальными материалами.

Забор, защищающий от шума

Первый шаг, который вы должны предпринять, чтобы защитить себя от высокого шума – установить вокруг дачи звукоизоляционный забор. Постарайтесь установить его строго по границе участка, на максимально возможном расстоянии от дома.

Учитывайте тот факт, что установка такого забора – недешёвое удовольствие, однако часто оно позволяет решить проблему. Одна из главных характеристик такого ограждения – высота. Рекомендуемые параметры – 2.5–3 м. Чтобы такой забор хорошо держался, необходимо построить фундамент в виде монолитной ленты.

ФОТО: slon.frСегодня во многих населённых пунктах, расположенных возле обычной или железной дороги, начали строить защитные заборы. Если возле вашей дачи такого ограждения ещё нет, возведите его на своём участке 

При строительстве заборной секции отдавайте предпочтение материалам, которые не только отражают, но и поглощают звук. Для звукоизоляционного забора лучше всего подходит кирпич, металлические панели, заполненные пеной или панели из древесно-полимерного керамзита.

Следите за тем, чтобы в заборе не было никаких зазоров и щелей – заделывайте всё, что сможете обнаружить с помощью монтажной пены.

Шумозащитные стеклопакеты

В отличие от стен, окна плохо изолируют звук, и чаще всего большая часть шума с улицы проникает в дом через окна. Решение этой проблемы есть – если у вас установлены деревянные окна, замените их на пластиковые. При этом выбирайте такую модель окна, которая обладает дополнительными звукоизоляционными свойствами.

ФОТО: remstroi-okno.ruУстановка тройных стёкол позволяет в несколько раз снизить уровень шума в доме

Лучше всего изолируют звук стеклопакеты, имеющие наружное стекло. Укажите мастеру, который будет принимать заказ на окна, что вам нужен стеклопакет с наружным стеклом 6 мм и тремя контурами уплотнения. Кроме того, у модели должно быть не менее двух внутренних камер.

Кроме установки окон, позаботьтесь о том, чтобы в дачном доме была хорошая вентиляционная система – чаще всего при её отсутствии уровень шума в доме намного выше.

Перегородки между комнатами

Стены дачного дома могут стать отличным звуковым барьером, однако, чтобы усилить защиту, необходимо использовать дополнительные материалы. Также постройте несколько межкомнатных перегородок – это позволит снизить уровень шума в разных комнатах.

ФОТО: 5752610.ruЕсли у вас нет возможности поставить несколько стен, отделите спальню от остальной части квартиры перегородкой, заполненной минеральной ватой

Установка перегородок позволяет добиться звукоизоляции и снизить уровень шума до 40 дБ.

Чтобы такая стена оказалась эффективной, используйте блоки не менее 100 мм в толщину. Выбирайте такие, что заполнены изнутри целлюлозной, минеральной или льняной ватой.

Также можно дополнительно усилить изоляцию ещё до 7 дБ, выполнив обшивку гипсокартоном.

Чтобы построить перегородку, заранее решите, в каком месте она будет располагаться. Для снижения уровня шума лучше всего строить стены из следующих материалов:

  • кирпич;
  • гипсолит;
  • блоки из гипсокартона;
  • пенобетон.

Лучший вариант – пенобетонные блоки, они лёгкие, в отличие от кирпича, но обладают хорошими звукоизоляционными свойствами. Выбирая этот материал, учитывайте, что в дальнейшем вы не сможете закрепить на такой стене картины, полки или другие предметы мебели.

Обращение в СанЭпидНадзор

В случае, когда все предпринятые действия оказались неэффективными, вы можете обратиться в службу санитарно-эпидемиологического надзора для того, чтобы вызвать на дом мастеров по замеру уровня шума. Если окажется, что он в вашем доме выше нормативного, будут предложены несколько вариантов решения проблемы.

ФОТО: фсэб.рфЗаполните заявку по шаблону для того, чтобы вызвать сотрудников СанЭпидНадзора для проведения проверки уровня шума 

Составляя заявление, укажите, что из-за шума поездов в доме невозможно находиться. Помните, что данные действия актуальны лишь для тех строений, которые являются жилыми. То есть, вы должны официально быть зарегистрированными и проживать на дачном участке.

Также вы можете направить обращение в офис РЖД. Однако чаще всего в ответ на обращение приходят письма, содержащие в себе следующие пункты:

  1. Если гражданин считает, что в доме/квартире обнаружены скрытые дефекты, мешающие нормальному проживанию, необходимо расторгнуть договор купли-продажи, заключённый с продавцом недвижимости.
  2. При проектировании дачных домов и их дальнейшей постройке каждый застройщик получает соответствующее разрешение. Кроме того, для строительства дома проводится проверка службой Госсанэпидемнадзора, после чего даётся разрешение на возведение жилых объектов в непосредственной близости от железной дороги.
  3. Покупатель в большинстве случаев предупреждён о наличии поблизости к дому железной дороги, а значит, добровольно согласился на покупку жилья по низкой стоимости, зная, что уровень шума в этом районе повышен.

Обращение может оказаться эффективным только в том случае, если ваш дом старше, чем железные пути, и они были проложены после строительства дома, без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.

Что нужно учесть при строительстве дома

Если у вас есть земельный участок и вы решили строить дом, зная, что неподалёку проходят железнодорожные пути, вы можете учесть несколько нюансов при строительстве дома, чтобы сократить уровень шума.

ФОТО: d.allegroimg.comПриобретите несколько резиновых «шайб», они помогут сократить вибрацию на стенках дома

Учитывайте следующие правила:

  1. Проследите за тем, чтобы дом был построен на расстоянии не меньше, чем 40 м от железнодорожной ветки. Даже если ваш участок расположен слишком близко, постройте дом не по центру, а как можно дальше (у края участка).
  2. Откажитесь от подвала под домом, лучше всего установить надёжный плиточный фундамент.
  3. На этапе строительства используйте резиновые подушки – они способны гасить колебания.
  4. Не стройте дом из бруса или лёгких каркасов, идеальный вариант – кирпич.

Вы можете сэкономить и сделать резиновые прокладки под фундамент своими руками – из старых автомобильных шин.

В заключение

Если вы купили дачный дом, не зная, что рядом находится железная дорога, начинайте сразу же решать проблему с повышенным шумом. Сначала необходимо усилить шумоизоляцию дома, а если эти меры окажутся неэффективными, то обратитесь в СанЭпидНадзор.

Сталкивались ли вы с повышенным шумом из-за близости железной дороги? Как решали проблему?

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://homius.ru/chto-delat-esli-dachnyj-dom-stoit-rjadom-s-zheleznoj-dorogoj.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.