Задержание является

Каковы правовые условия задержания лица?

Задержание является

Одним из наиболее существенных видов задержания является при­менение данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Уголовно- процессуальное задержание – это такое средство принудительного ха­рактера, которое применяется к лицу, в отношении которого уже осу­ществляется уголовное преследование, но еще не собраны достаточные доказательства, позволяющие предъявить ему обвинение.

В противном случае он может быть арестован на основании судебного решения или подвергнут действию любой другой меры уголовно-процессуального пресечения.

Таким образом, человек, задержанный по подозрению в соверше­нии преступления, вовсе не обязательно впоследствии станет обвиняе­мым, а сформированные в отношении него материалы будут направлены в суд.

Современной правоприменительной практике известно множе­ство случаев освобождения задержанных по подозрению в совершении преступления без продолжения ведения в отношении них уголовного преследования.

Основания задержания – это предусмотренные уголовно- процессуальным законом определенные фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления. Так, в соответствии со ст. 91 УПК РФ основаниями для задержа­ния подозреваемого являются следующие:

Лицо застигнуто при совершении преступления или непосред­ственно после его совершения. Данное основание предполагает нахож­дение лица в момент его фактического задержания в непосредственной близости от места совершения преступления или места обнаружения следов преступления.

Это, в частности, может выражаться в пресече­нии сотрудниками правоохранительных органов самой преступной деятельности или попыток скрыться, уничтожить следы преступления, довести до конца преступный умысел и т.д.

Подобное основание рас­пространяется и на случаи, когда лицо застигнуто в ином месте, но по­сле длительного преследования (погони), начатого в месте совершения преступления.

Потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление.

Это основание предполагает связь подо­зреваемого с преступлением посредством мысленного образа, запе­чатленного в сознании наблюдавших за его действиями (бездействием) лиц: самих потерпевших или очевидцев.

Под очевидцами понимаются те свидетели, которые непосредственно присутствовали на месте престу­пления и наблюдали за его подготовкой, совершением или сокрытием.

На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Такое основание предполагает связь подозреваемого с преступлением посредством объектов матери­ального мира, элементов вещной обстановки.

Поэтому, говоря о явных следах преступления, законодатель подразумевает именно материаль­ные следы: следы-предметы, следы-вещества или следы-отображения (например, обнаруженный в кармане подозреваемого пистолет, след пальца руки подозреваемого на месте происшествия и т.д.).

Иные данные, дающие основание подозревать лицо в соверше­нии преступления. Под иными данными законодатель понимает любые сведения, позволяющие выдвинуть следственную версию о причастно­сти данного лица к совершению преступления (например, его внешнее сходство с приметами разыскиваемого лица и т.д.)

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня подоб­ных иных данных, оставляя решение этого вопроса на собственное усмотрение органа или должностного лица, проводящего задержание.

В этой связи возникает достаточно серьезная опасность чересчур рас­ширенного истолкования сотрудниками правоохранительных органов соответствующей нормы закона или просто злоупотребления своими полномочиями.

Поэтому для минимизации возможных рисков законо­датель вводит определенные ограничения – дополнительные условия, без которых задержание лица по последнему, четвертому основанию невозможно.

Согласно ч. 2 ст. 91 УПК РФ таковыми условиями являются следую­щие:

  • человек пытался скрыться;
  • человек не имеет постоянного места жительства (БОМЖ);
  • не установлена его личность;

в суд уже направлено ходатайство об аресте этого лица в поряд­ке ст. 108 УПК РФ.

Более того, независимо от основания такая мера принуж­дения как задержание в уголовном процессе вообще может быть применена только в отношении лиц, подозреваемых в соверше­нии преступлений, за которые УК РФ предусматривается на­казание в виде лишения свободы. Если же человек подозревается в совершении иного преступления, за которое по закону он принципиально не может быть лишен свободы, то задержа­ние в данном случае неприемлемо ни при каких условиях.

Законность задержания в уголовном процессе также обуславлива­ется строгим порядком его осуществления, который регламентирован ст. 92-96 УПК РФ.

На практике процедура задержания обычно начинается с так на­зываемого фактического задержания (захвата) лица, то есть с момента фактического лишения человека права на свободу и личную неприкос­новенность. Далее захваченное лицо подлежит доставлению в орган дознания или к следователю, которые при наличии указанных выше оснований принимают процессуальное решение об его задержании.

Впоследствии задержанный может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК РФ) и в течение 12 часов с момента фактического задержания должен быть допрошен в качестве подозреваемого (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).

О факте задержания в обязательном порядке должны быть уведомлены заинтересованные лица (ст. 96 УПК РФ).

При этом очевидно, что задержание подозреваемого не ограни­чивается лишь осуществлением упомянутых предписаний закона. Как уже было отмечено выше, задержание не имеет своей самоцелью ли­шение человека права на свободу и личную неприкосновенность.

Оно необходимо для возможности проведения с его участием ряда след­ственных и иных процессуальных действий, направленных на собира­ние доказательств по уголовному делу. Именно проведение данных действий с участием подозреваемого: очных ставок, предъявлений для опознания, проверок показаний на месте и т.д.

как раз и занимает основную часть времени, отведенного законом для задержания подо­зреваемого.

А заканчивается процедура задержания подозреваемого в мо­мент принятия ответственного решения о его дальнейшей судьбе – либо подозреваемый освобождается, либо суд выносит решение о его заключении под стражу.

Источник: https://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201333

Если полиция задержала: порядок действий

Задержание является

Задержание – это принудительная мера процессуального характера, заключающаяся в кратковременной изоляции гражданина от общества в связи с совершением противоправного деяния либо в иных случаях в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

  1. Уголовное задержание (задержание по уголовному делу);
  2. Административное задержание;
  3. Иные виды задержания (лиц, предпринявших попытку самоубийства, лиц, имеющих психическое расстройство и представляющих опасность для окружающих, лиц, совершивших побег, лиц, уклоняющиеся от отбытия административного наказания или исполнения принудительных мер медицинского характера, лиц, проникших на особо охраняемый объект и др.)

Все виды задержаний, которые применяются сотрудниками полиции, перечислены в ст. 14 ФЗ «О полиции».

Наиболее серьезным задержанием, как с точки зрения сроков (продолжительности), так и с точки зрения правовых последствий в виде в числе прочего возможного заключения под стражу, является уголовно-процессуальное законодательство.

Уголовное задержание представляет собой меру процессуального принуждения, заключающуюся в кратковременной изоляции от общества лица, подозреваемого в совершении преступления.

Посредством задержания правоохранители получают возможность пресекать преступления, предупреждать совершение новых противоправных деяний, а также исключать возможность сокрытия от следствия зрения граждан, причастных к преступлениям.

Основания задержания в сфере уголовного судопроизводства зафиксированы в ст.91 УПК РФ. Так, орган дознания, дознаватель или следователь могут задерживать граждан по подозрению в совершении преступного деяния, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, в следующих случаях:

  • гражданин был застигнут в момент или сразу после совершения преступления;
  • потерпевшие или свидетели заявили о том, что данный гражданин причастен к совершенному преступлению;
  • на человеке, его одежде или в его доме обнаружатся следы преступления.

Если перечисленных общих оснований для задержания нет, то лицо все равно может быть задержано, если пыталось скрыться, у него отсутствует постоянное место жительства, его личность не удалось установить, либо если в отношении данного лица было подано ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Срок задержания подозреваемого в совершении преступления ограничен 48 часами (в период существования СССР он составлял 72 часа).

По истечении указанного срока лицо должно быть освобождено либо должно быть заключено под стражу на основании судебного решения.

Ходатайство о заключении под стражу должно поступить в суд не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Суд при рассмотрении указанного ходатайства вправе продлить срок задержания на срок до 72 часов с момента принятия судом решения, что возможно по ходатайству сторон для представления дополнительных доказательств.

Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого с учётом его продления судом может составить 5 суток (48 часов + 72 часа).

Административное задержание применяется в отношении лиц, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Срок административного задержания – не более 3 часов. Однако в определенных случаях допускается административное задержание сроком до 48 часов.

Так, на 48 часов допускается административное задержание лица:

  • в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;
  • в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Как было отмечено, помимо уголовного и административного задержания полиция имеет право задерживать граждан и в иных случаях, предусмотренных ст.14 ФЗ «О полиции». Так, например, задержание может применяться, если лицо пыталось покончить жизнь самоубийством, находится в розыске или допустило нарушение комендантского часа.

Cколько времени можно провести в ИВС, засчитывается ли время в срок лишения свободы?

Вся информация об этом собрана в нашем материале о сроках задержания.

Рассмотрим, как происходит процедура задержания полицией при подозрении в совершении преступления:

  1. Перед задержанием сотрудник полиции должен представиться, продемонстрировать свое служебное удостоверение, разъяснить мотивы и основания задержания, рассказать физлицу о его правах и обязанностях.

    Далее сотрудники правоохранительных органов ограничивают свободу лица, в том числе с применением специальных средств (наручников), ) и затем доставляют его к следователю, дознавателю или в орган дознания.

    Время, затраченное на доставление гражданина, включается в срок задержания.

  2. Следователь или дознаватель в течение 3 часов с момента поступления в отдел гражданина должен составить протокол задержания: гражданин приобретает статус подозреваемого. Ему объясняются права, закрепленные в ст.46 УПК РФ.

    В протоколе задержания прописываются:

    • дата, время составления документа;
    • обстоятельства, послужившие основаниями к задержанию гражданина;
    • итоги личного обыска;
    • прочие обстоятельства.
  3. Кроме того, подозреваемому дается право в течение первых 3 часов с момента задержания сделать один телефонный звонок родственникам или близким людям. Если он откажется от этого права (или не сможет им воспользоваться вследствие своих особенностей), оповестить родственников должен следователь либо дознаватель.

  4. В течение 12 часов дознаватель или следователь сообщает прокурору о произведенном задержании.

  5. Подозреваемый допрашивается, следователь или дознаватель может обыскать его.

    Если оснований для дальнейшего удерживания гражданина нет, следователь или дознаватель издает соответствующее постановление об освобождении подозреваемого.

    Гражданин также освобождается, если в течение 2 суток в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или суд не продлил срок задержания.

При освобождении гражданина ему вручается справка о задержании. В ней указывается информация о том, когда, кем, где и на каких основаниях он был задержан, а также сведения о времени и основаниях освобождения.

Помощь адвоката при задержании

Одно из самых первостепенных прав задержанного – это право на получение адвокатской помощи. Хотя право на защитника у гражданина появляется с момента фактического задержания полицией, его практическая реализация возможна через определенный промежуток времени.

Как правило, вопросами поиска уголовного адвоката занимаются родственники задержанного: в нашей стране, к сожалению, большинство граждан не располагают контактами проверенных защитников. Поэтому может пройти несколько часов, прежде чем адвокат включится в дело.

В чем именно заключается помощь адвоката при задержании полицией?

  1. Адвокат разъясняет Доверителю его права и обязанности, разъясняет алгоритм действий при задержании и даже оказывает психологическую поддержку.
  2. Защитник изучает протокол задержания, вносит в него свои замечания (если таковые имеются).

  3. Адвокат наедине с подозреваемым в обстановке конфиденциальности согласует тактику поведения на допросе. Защитник рассказывает, какие вопросы может задавать следователь или дознаватель, как правильно отвечать на них, а также в каких случаях лучше хранить молчание. Право на свидание адвоката и задержанного закреплено в ч.

    4 ст.92 УПК РФ.

  4. Адвокат присутствует при допросе задержанного: в частности, защитник вправе давать своему Доверителю краткие консультации, задавать ему вопросы (с согласия дознавателя или следователя), следить за тем, чтобы права гражданина соблюдались, а также вносить свои замечания в протокол допроса.

  5. Защитник подготовит обоснованное ходатайство об освобождении задержанного.
  6. Адвокат подготовит жалобы (в том числе в суд) на действия (бездействие) правоохранителей. Так, например, чаще всего адвокаты подают жалобы на неоправданное применение физической силы при задержании физлица.

  7. Адвокат подготовит Доверителя и сам подготовиться к рассмотрению судом ходатайства о заключении гражданина под стражу.
  8. В случае прекращения уголовного дела или преследования в отношении задержанного адвокат окажет помощь в процессе реабилитации в целях возмещения вреда в связи с необоснованным задержанием.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что уголовный адвокат при задержании полицией не просто нужен, а необходим.

Граждане, лишенные квалифицированной правовой поддержки, могут быть подвергнуты психологическому, физическому насилию и различного рода фальсификациям: в конечном счете это приведет к тому, что правоохранители добьются получения от задержанного нужных им показаний. Не усугубляйте свое положение: попросите родственников вызвать Вам адвоката как можно быстрее.

Специалисты АК «Судебный адвокат» готовы прийти Вам на помощь круглосуточно, в том числе в праздничные и выходные дни!

Источник: https://www.advo24.ru/uslugi/zaderzhanie-politsiey-poryadok-osnovaniya-sroki.php

Задержание является отдельной группой мер процессуального принуждения. Оно регламентируется главой 12 УПК РФ

Задержание является

Задержание –это мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в лишении свободы на краткий (до 48 часов) срок до судебного решения. Задержание применяется только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

При задержании лицо находится в ИВС – изоляторе временного содержания, а при заключении под стражу – уже в следственном изоляторе.

Основания перечислены в статье 91 УПК.

Подразделяются на явные (ч.1 ст. 91) и иные (ч.2)

Ч.1:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

Лицо считается застигнутым при совершении преступления с момента начала и до окончания осуществления преступных действий. Лицо считается застигнутым непосредственно после совершения преступления сразу после окончания преступных действий на месте преступления либо при попытке скрыться.

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

Под указаниями потерпевших или очевидцев имеются в виду их объяснения, которые указывают на лицо как на совершившее преступление. Они должны наблюдать совершение преступления непосредственно. Обоснованные предположения, догадки, сведения, полученные из иных источников, нельзя относить к фактическим данным, составляющим данное основание.

Для принятия решения о задержании достаточно одного указания потерпевшего или очевидца. Оно должно быть конкретным и убедительным.

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Под явными следами преступления понимаются орудия преступления; похищенное имущество; другие предметы и документы; кровоподтеки, ссадины, царапины, раны; повреждения на одежде; следы крови и других различных веществ, находившихся на месте происшествия, следы применения специальных технических средств и др.

Ч.2:

4) При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться,

Под иными данными, дающими основания подозревать лицо в совершении преступления, понимаются фактические данные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению.

К ним относятся: показания свидетелей и потерпевших, которые не являются очевидцами преступления; показания обвиняемых, подозреваемых о соучастниках; результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц; материалы ревизий, инвентаризаций; сходство по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т.д.

Использование фактических данных, полученных в результате ОРД, для принятия решения о задержании по ч. 2 ст. 91 УПК возможно лишь в случае, если они будут отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК.

Под попыткой скрыться следует понимать реальную возможность уклонения от органа дознания и предварительного следствия, например, когда лицо пытается убежать из служебного или иного помещения, куда оно вызвано на допрос, внезапно уезжает с места жительства, увольняется с работы, снимается с воинского и регистрационного учетов, приобретает проездные документы и т.д.

5) При наличии данных, что лицо не имеет постоянного места жительства,

6) либо не установлена его личность,

Личность подозреваемого считается неустановленной, когда отсутствуют соответствующие документы, а проверить, уточнить сообщенные сведения не представляется возможным или когда в представленных документах обнаружены признаки подчисток, исправлений, подделки, повреждения.

7) Если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Лицо, в отношении которого в суд направлено ходатайство о заключении под стражу, должно иметь процессуальный статус подозреваемого, оформленный соответствующим документом.

Моментом задержания считается момент доставления к следователю/дознавателю. Сроки задержания исчисляются с момента задержания.

Контроль за законностью.

В течение 3 часов после доставления лица в орган дознания, к следователю или прокурору должен быть составлен протокол задержания.

В нем указываются место, дата и время (часы и минуты) составления; наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя); часы, минуты, число, месяц, год задержания; фамилия, имя, отчество задержанного; дата и место его рождения; место жительства и (или) регистрации, телефон; гражданство; образование; семейное положение, состав семьи; место работы или учебы, телефон; отношение к воинской обязанности (где состоит на воинском учете); наличие судимости (где и каким судом был осужден, по какой статье УК, вид и размер наказания, когда освободился); паспорт или иной документ, удостоверяющий личность подозреваемого; иные данные о личности подозреваемого; основания задержания, предусмотренные ст. 91 УПК; разъяснение прав, предусмотренных ст. 46 УПК; объяснение подозреваемого; результаты производства личного обыска; заявления от участвующих лиц; замечания на протокол задержания; наименование места содержания под стражей, куда направлен для содержания подозреваемый; наименование органа прокуратуры, куда отправлено сообщение о задержании, часы, минуты, месяц и год; указание о том, кто уведомлен о задержании.

В протоколе задержания делается отметка о разъяснении прав подозреваемому, предусмотренных ст. 46 УПК.

Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. Подозреваемому вручается копия протокола задержания, о чем делается отметка с указанием даты.

На орган дознания, дознавателя и следователя возложена обязанность сообщить прокурору в письменном виде о произведенном задержании в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Допрос подозреваемого осуществляется в соответствии с положениями процессуального закона, определяющими порядок производства данного следственного действия

Подозреваемому перед допросом должны быть разъяснены его права и обязанности, которые предусмотрены ст. 46, а также другими статьями УПК

Подозреваемому должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, путем указания на факт преступления, время и место его совершения в понятных для него выражениях. Об этом делается отметка в протоколе допроса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем, прокурором с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Подозреваемый не предупреждается об уголовной ответственности за отказ и уклонение от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, поскольку дача показаний и, в частности, правдивых показаний – это право, а не обязанность.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического его задержания.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части.

Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Источник: https://studopedia.ru/8_155829_zaderzhanie-yavlyaetsya-otdelnoy-gruppoy-mer-protsessualnogo-prinuzhdeniya-ono-reglamentiruetsya-glavoy--upk-rf.html

Что такое задержание лица

Задержание является

Задержание — это процессуальная мера, используемая для доставки в полицию и недолговременного пребывания подозреваемого под стражей без постановления суда, с целью проведения следственных действий по совершенному преступлению или — в редких случаях — при административном правонарушении.

Силовиками произведено задержание подозреваемого. 

Что такое задержание и виды

Понятие «Задержание» можно трактовать как временное следственное действие, призванное ограничить свободу лица, подозреваемого в совершении преступных действий или совершившего их. Это кратковременный арест, имеющий целью пресечь противоправную деятельность лица или выявить причастность гражданина к совершению расследуемого преступления (см. ст. 91-96 УПК РФ).

Правом проводить задержание наделены ограниченные, четко обозначенные действием ст. 91 УПК лица. Это орган дознания, дознаватель и следователь. Также им наделен руководитель следственного отдела, так как согласно ст. 39 УПК он может принять дело в производстве, провести предварительное следствие на правах следователя или начальника следственной группы.

В редких случаях для обеспечения быстрого и правильного расследования правонарушения (ст. 27.1 КоАП), подлежащего административному наказанию, проводится административное задержание.

Срок его не может превышать 3 часов с момента доставки в ОВД. За мелкое хулиганство по распоряжению начальника ОВД или его заместителя устанавливается срок 24 часа.

Лица, виновные в нарушении порядка при проведении митингов, собраний, задерживаются сроком до 3 суток.

Ознакомимся с видами задержаний.

Существует несколько видов задержания, которые зависят от некоторых факторов:

  • числа задержанных — одиночные и групповые;
  • места выполнения — квартирные, по месту работы, на транспорте (городском, водном, ж/дорожном, воздушном), уличные, в общественных местах;
  • с предварительной подготовкой и без подготовки;
  • наличия оружия у подозреваемых — вооруженные и невооруженные.

Существующие основания для задержания.

Основания и тактика

Любое следственное действие должно иметь законные основания. Регламентирует их ст. 92 УПК РФ.

Причинами для проведения процедуры задержания могут служить следующие обстоятельства:

  1. Лицо застигается на месте совершения преступления или после него.

  2. Потерпевшие или очевидцы указывают на лицо, совершившее преступное действие. Важно помнить, что следует учитывать только показания очевидцев, которые своими глазами видели преступление, и не принимать во внимание показания, основывающиеся на домыслах и догадках.

  3. На теле или одежде данного лица имеются следы совершенного преступления — ссадины, кровоподтеки, раны, пятна крови на теле и одежде, следы использования технических средств для совершения преступных действий. У подозреваемого могут быть найдены орудия, с помощью которых совершены преступления — похищенные вещи, иные предметы и документы.

Задержание проводится и в том случае, если имеются иные основания предполагать, что данный гражданин причастен к совершению преступных действий. Они имеют менее существенное значение: сходство с описанием преступника, сделанным свидетелями, добровольное признание, показания лиц, которые не являются очевидцами.

В этом случае задержание проводится в случае, когда:

  • была предпринята попытка скрыться;
  • отсутствует место постоянного проживания;
  • не установлена личность;
  • следователь (по согласованию с начальником СО) или дознаватель (по согласованию с прокурором) направляет ходатайство в суд о назначении подозреваемому меры пресечения — нахождение под стражей. Это происходит в процессе следствия, и на руках у следственных органов имеются убедительные основания в виновности задержанного лица.

Задержание проводится оперативной группой захвата на основании постановления, выписанного лицом, уполномоченным законом проводить данное действие. Оно должно быть спланировано, чтобы не пострадали посторонние люди. Необходимо исключить возможность захвата заложника.

Как действовать при задержании.

Успех его будет зависеть от следующих моментов:

  1. Подготовка к его проведению должна проходить тайно.

  2. Разработка плана должна быть четкой и продуманной.

  3. Задержание следует производить внезапно.

Основная задача членов группы захвата — не вызвать подозрений у задерживаемого лица, чтобы не спровоцировать его бегство, неадекватные действия, сопротивление.

Для этого нужно максимально приблизиться к нему под видом прохожих, постараться вступить с ним разговор с вопросом или просьбой.

Дальше следует мгновенный захват, ограничивающий свободу действия и блокирующий любую попытку бежать, сопротивляться, избавиться от улик, не допустить самоубийства. Следует быстро поместить его в спецтранспорт, чтобы изолировать от окружающих.

При нахождении подозреваемого в жилом помещении необходимо блокировать все выходы, включая подвалы, чердаки и балконы, незаметно подойти к двери и попросить открыть дверь под не вызывающим подозрение предлогом.

Если подозреваемый не открывает дверь, то необходимо убедить его сделать это. Если переговоры не привели к успеху, то могут быть применены более жесткие меры — использование химических средств, взлом двери.

После этого проводится захват.

При проведении задержания в отдельно стоящем здании, в полевых условиях необходима убедительная легенда, чтобы сблизиться с ним и одновременно блокировать пути к бегству.

Для поимки подозреваемого устраиваются засады в местах возможного его появления. Если проводится операция по задержанию сразу нескольких лиц одновременно, то необходимо четко скоординировать действия групп захвата.

Вся информация передается в дежурную часть.

Этапы задержания

При задержании выполняются следующие обязательные действия:

  • проведение захвата лица;
  • изымание оружия, предметов и документов, уличающих гражданина в причастности к преступлению;
  • составление протокола изъятия;
  • приглашение защитника;
  • проведение личного осмотра, снятие отпечатков пальцев, фотографирование;
  • допрос в присутствии адвоката.

После задержания проводится личный обыск (ст. 184 УПК) самого подозреваемого, а также одежды и вещей, которые были у него на момент проведения следственного действия в присутствии двух свидетелей или с применением видеосъемки.

Если он невозможен в сложившихся условиях, то у подозреваемого лица изымаются оружие (если оно имеется), документы, подтверждающие личность, другие предметы, находящиеся у него в карманах одежды.

Задержанного доставляют в отделение полиции, где проводится личный обыск.

В отделе полиции составляется протокол задержания. Эта процедура проводится в течение 3 часов со времени его совершения. В нем отражают дату, время и место написания.

Кроме этого, в нем указываются:

  • мотивы;
  • все данные о личности задержанного;
  • состояние физического и психического здоровья;
  • наличие признаков наркотического или алкогольного опьянения;
  • описание одежды и обуви;
  • перечень изъятых предметов с их описанием.

Если имеются повреждения на одежде, вещах, теле или лице, то их описания заносятся в протокол. В нем отражаются все детали задержания, в том числе попытка убежать, выбросить или проглотить уличающие его предметы.

Перед тем как отправить задержанного в камеру, проводится допрос. Согласно ст. 91 УПК, он должен быть проведен в течение двадцати четырех часов после доставки в ОВД. Перед его началом лицу объясняют его права и зачитывают основания для его задержания. На допросе должен присутствовать адвокат задержанного, который может провести беседу с ним наедине в течение 2 часов.

Если у него нет своего, то ему предоставляется государственный защитник.

Все сведения допроса отражаются в протоколе. Если у лица, подвергнутого задержанию, имеются признаки опьянения или приема наркотиков, то ему проводится медицинское освидетельствование. В течение двадцати четырех часов о проведении задержания письменно ставят в известность надзирающего прокурора.

Меру пресечения определяет суд.

Срок и цели применения меры

Основными мотивами обоснования задержания могут быть одно или несколько опасений, что подозреваемый, находясь на свободе, станет препятствовать следствию.

Это могут быть намерения скрыться, представление опасности для общества, возможность продолжения преступной деятельности или тот момент, когда, находясь на свободе, преступник может повлиять на ход расследования, воздействовав угрозами на свидетелей, уничтожив доказательства.

Задержание подозреваемого, лишение его свободы без судебного постановления составляет 48 часов. Этот срок связан с п. 2 ст. 22 Конституции РФ. Его можно продлить только через суд.

Для этого судебный орган должен признать задержание законным. Следствию нужно представить дополнительную информацию и обосновать необходимость продления срока.

В заседании присутствует адвокат, который приводит свои доводы о необоснованности продления.

Судебным постановлением могут быть вынесены три решения:

  • освобождение подозреваемого за недоказанностью правомерности задержания или по истечении срока задержания;
  • продление срока на 72 часа (с момента вынесения решения суда);
  • применение меры пресечения «заключение под стражу».

Существующие основания для освобождения.

Основания и порядок освобождения задержанного

Освобождение из-под стражи проходит в случаях, если причастность к совершению преступления не нашла подтверждения, отсутствуют мотивы для применения меры заключения под стражу, при производстве задержания были нарушены пункты ст. 91 УПК РФ, после истечения 48 часов не был продлен срок задержания.

Источник: https://policii.net/sovety/chto-takoe-zaderzhanie-litsa

Статья 14. Задержание | ГАРАНТ

Задержание является

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Источник: https://base.garant.ru/12182530/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.